- Транспортное право

Штрафы за отсутствие ККТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за отсутствие ККТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подобная формулировка в нормативных актах КоАП РФ не встречается, поэтому сам факт отсутствия ККТ не является основанием для привлечения к ответственности. Правонарушением считается непосредственно ведение торговой деятельности без ее использования, а также несоответствие установленного оборудования требованиям, определенным положениями ФЗ №54. В последнем случае размер взыскания для юридических лиц составляет 30 тысяч рублей.

Какой штраф назначается, если нет кассового аппарата

Наличие кассовой техники рассматривается в качестве обязательного условия при взаиморасчетах с клиентами (однако есть ряд исключений, к которым мы вернемся чуть позже), а также при проведении оплаты от других организаций или предпринимателей — но только в ситуациях, когда используются наличные или банковский терминал.

Как избежать штрафных санкций за неприменение ККТ

Предотвратить наказание, полагающееся за несоблюдение правил оформления продаж, можно с помощью алгоритма, изложенного в примечании к статье 14.5 КоАП. Законодатель допускает вероятность совершения ошибок, учитывая проблематичность адаптации бизнеса к новому режиму, и предлагает на этот случай достаточно простые решения:

  1. Добровольное исполнение обязанности, предусматривающей материальную ответственность, в период, предшествующий официальному вынесению контролирующими органами постановления, подтверждающего факт нарушения.
  2. Самостоятельное оформление чека коррекции. Поправки, внесенные в Кодекс, и вступившие в силу в 2020 году, допускают внесение исправлений без уведомления инспекции через личный кабинет — ранее на предоставление информации отводилось не более трех рабочих дней.

При этом нужно учитывать, что штраф за не выданный чек отменяется только в тех случаях, когда представители налоговой службы не успели выявить правонарушение в ходе проверки.

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

Какой штраф начисляют за отсутствие кассы

Если предприниматели или компании, обязанные фиксировать продажи через кассу, не выполняют это требование и продолжают утаивать выручку, ФНС вправе применить к ним штраф за неиспользование ККТ:

  • для ИП и ДЛ — до половины от неучтенной прибыли, но не менее 10 тыс. руб.;
  • для организаций — до 100 % от суммы неучтенных продаж, но не менее 30 тыс. руб.

При повторном правонарушении с неучтенной выручкой от 1 млн рублей предпринимателю грозят более жесткие санкции:

  • для уполномоченных лиц — дисквалификация на срок до 2 лет;
  • для ИП и предприятий — запрет на ведение деятельности до 3 месяцев.

Рассмотрим применение санкций на конкретном примере. Магазин косметики, зарегистрированный в статусе ООО, продает товары без ККМ. За весь период деятельности было продано косметики на сумму 500 000 руб. При выявлении нарушения инспектор ФНС может начислить для ООО штраф за работу без кассового аппарата на сумму до полумиллиона рублей. Если магазин не поставит кассу, при следующем нарушении деятельность могут приостановить на 90 дней. Штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП составит не более 250 000 руб. Санкции применимы даже в том случае, если ККМ уже зарегистрирована в ФНС, но по каким-то причинам не используется в торговле.

Как автоматизировать расчеты без штрафов за ККМ

Законопроект об отмене 54-ФЗ еще не принят, и пока размер штрафа за работу без кассового аппарата в 2021 году остался прежним. В связи с пандемией, бизнесмены получили ряд льгот в 2020-м, например, отсрочку по проведению плановых проверок. Но временные послабления не освобождают предпринимателей от обязанности фиксировать продажи через ККМ. С 2021 года придется нести полную ответственность за отсутствие кассы, неправильное ее использование и невыдачу чеков. ФНС сможет проводить плановые проверки, а значит, предприниматели должны быть наготове.

Штрафы за неприменение онлайн-кассы для ИП

Если предприниматель нарушает требования ФЗ, не применяет ККТ при расчётах с покупателями, получается, он проводит платёжные операции мимо кассы и не выдаёт чеки покупателям. Налоговая инспекция не сможет контролировать доходы организаций.

Читайте также:  Минимальный стаж для пенсии: актуальное значение

В таких случаях на предпринимателя налагается штраф, который в 2022 году составляет от 25 до 50% от суммы расчёта, не менее 10 000 рублей. При этом предприниматель может избежать штрафа на первый раз, если сам сообщит налоговой службе о сумме, которая прошла мимо кассы и отправит в ФНС чек коррекции. Сделать это нужно раньше, чем налоговая сама узнает.

За повторное нарушение, если ИП по-прежнему будет проводить оплату не через онлайн-кассу, налоговая инспекция наложит запрет на ведение предпринимательской деятельности сроком до трёх месяцев (если совокупная сумма расчётов будет равна или превысит 1 млн рублей).

Когда назначают штраф за непробитый чек

Отсутствие состава административного правонарушения влечет прекращение административного производства. Равно как и отсутствие события административного правонарушения. Поэтому сначала о составе.

Объективная сторона правонарушения по ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ выражается в бездействии. А именно:

  • ненаправление при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо
  • непередача таких документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию

Когда субъект правонарушения вообще не применяет контрольно-кассовую технику, то ему назначат штраф за неприменение ККМ. А вот когда не направил в электронной форме или не выдал чек на руки, тогда штраф за непробитый чек.

В целом, согласно Закону от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты). Исключения устанавливает статья 2 этого Закона.

Применение бланков строгой отчетности

С 1 июля 2019 года организации больше не могут выдавать БСО, оформленные типографским способом. Теперь необходимо использовать БСО, созданные с помощью автоматизированной системы, и они приравниваются к кассовым чекам. На что нужно обратить внимание?

При оказании услуг, по которым БСО установлены исполнительными органами власти (например, для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусств), вы должны выдать клиенту отдельный кассовый чек и бумажный БСО или БСО, напечатанный с помощью автоматизированной системы с реквизитами в рамках 54-ФЗ, QR-кодом, признаком расчета.

Например, недостаточно посетителю музея выдать бумажный билет, как мы привыкли, к нему нужно отбить чек. Если же вы оказываете услуги, по которым нет обязанности выдавать БСО, то теперь можно предоставлять клиентам лишь кассовые чеки с указанием наименования услуги. Таксист не сможет ограничиться просто квитанцией, он должен выдать пассажиру еще и кассовый чек. Хотя пока это выглядит не слишком реалистично.

Штраф за непробитый чек на онлайн-кассе

Штрафные санкции за невыдачу кассового чека установлены в ч. 6 ст. 14.5 Кодекса. По закону продавец обязан предоставить бумажный чек и по требованию покупателя отправить его электронную копию на почту или по номеру телефона. Отдельным субъектам разрешили использовать кассу удаленно и предусмотрели несколько вариантов выдачи чеков. В список «льготников» вошли:

  • интернет-магазины;
  • рестораны с доставкой;
  • курьерские службы;
  • компании, выполняющие работы с выездом на дом: клининг, ремонт и др.;
  • городской транспорт;
  • организации в сфере ЖКХ;
  • торгоматы;
  • компании, выдающие внутриотраслевые бланки (например, ломбарды и турагентства).

Вместо бумажных чеков разрешается выдавать бланки со ссылкой на сайт ФНС, где можно скачать документ, или демонстрировать QR-код на экране смартфона, чтобы покупатель смог самостоятельно его отсканировать. На этом список не ограничивается, все варианты перечислены в ст. 1.2 Закона.

Для всех субъектов (независимо от выбранного способа выдачи чека) применяются одни и те же штрафные санкции. Основания для начисления штрафа:

  • продавец не предоставил кассовый чек покупателю;
  • клиент запросил электронную копию, а продавец проигнорировал это требование.

Контроль за применением контрольно кассовой техники

До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:

  • представители малого и среднего бизнеса;
  • некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.

Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:

  • был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
  • указ президента РФ;
  • восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.

От чего зависит размер штрафа?

Размер штрафа зависит от нескольких критериев:

  • Количество нарушений. Если вы раньше не привлекались, то вероятно в первый раз вы можете отделаться предупреждением, насколько это возможно.
  • Тип нарушения. Это вопрос скорее технический, то есть всё зависит от того, какой именно пункт статьи был нарушен. Отсюда и предстоящая ответственность.
  • Статус компании. Как правило, у ИП размер санкций гораздо меньше, чем у юридических лиц.
  • Величина ущерба. Если индивидуальный предприниматель принёс многомиллионные убытки государство, оно не будет смотреть на то, что бизнес маленький. Наказание будет соответствующим.
Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

Штраф за неприменение онлайн‑кассы

За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:

  • ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
  • Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.

ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.

Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:

  • должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
  • деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.

Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:

  1. Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
  2. Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
  3. Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.

Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.

Контроль за применением контрольно кассовой техники

До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:

  • представители малого и среднего бизнеса;
  • некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.

Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:

  • был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
  • указ президента РФ;
  • восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.

Как избежать ответственности за невыбитый кассовый чек

Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:

  • прекращение административного производства,
  • малозначительность административного правонарушения
  • замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
  • освобождение от административной ответственности

Специальные нормы: штраф не назначается, если:

  • лицо добровольно сообщило в налоговый орган о нарушении
  • на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
  • представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения

Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции. Срок давности привлечения к административной ответственности и назначения штрафа за непробитый чек – 1 год.

Комментарий к ст. 14.5 КоАП

1. Объект правонарушения — установленный порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.

Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон) установлено, что контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно ст. 1 Закона контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, — это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 13 июня 2006 г. N ММ-6-06/597@ «О привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП» Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О установлено, что к ответственности привлекается не продавец, а организация, поскольку продавец в данном случае вступает в правоотношения с покупателем от имени организации, т.е. стороной в договоре купли-продажи является именно организация. В случае неприменения ККТ штраф может быть наложен при условии, что доказаны не только факт совершения правонарушения, но и вина организации или индивидуального предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от имени организации и допустивших неприменение ККТ.

Читайте также:  Новое уведомление на уменьшение стоимости патента 2021

Возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине его работника.

Данная позиция находит отражение в ряде Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 03.08.2004 N 4554/04, от 23.11.2004 N 8688/04, от 28.06.2005 N 480/05 и др., в которых также определено, что неприменение юридическим лицом ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа.

Таким образом, к ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнения работ или оказании услуг, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, должны привлекаться только организации торговли либо иные организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги, а равно граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.5 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК РФ).

В соответствии с Постановлением от 31 июля 2003 г. N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин» организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон), а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством РФ на основании п. 1 ст. 4 Закона (Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745).

Следует учитывать, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» под неприменением контрольно-кассовых машин понимается также и использование машин, не соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ:

1. Фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия).

2. Использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона) (Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах утвержден Приказом ГНС России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36).

3. Использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (соответствующее требование установлено п. 1 ст. 3 Закона). На основании п. 5 ст. 3 Закона в случае исключения из названного Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовых машин их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

4. Использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона).

5. Использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на контрольно-кассовой машине пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска контрольно-кассовой машины к применению). В этом отношении показательным является следующий пример из судебной практики.

Индивидуальный предприниматель обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Коми (далее — Инспекция, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку в принадлежащем предпринимателю магазине и установила, что при приеме наличных денежных средств в качестве оплаты за проданную минеральную воду «Сыктывкарская» была использована контрольно-кассовая машина, у которой отсутствовала пломба центра технического обслуживания. Результаты проверки отражены в акте.

По результатам проверки налоговый орган составил протокол об административном правонарушении, на основании которого руководитель Инспекции вынес постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения штрафа.

Арбитражный суд Республики Коми установил, что в момент проверки предприниматель осуществляла наличные денежные расчеты с использованием контрольно-кассовой машины, которая была опломбирована, но пломба имела повреждения. Однако имеющиеся повреждения указывали на то, что доступа к фискальной памяти машины не было. Доказательств обратного Инспекция суду не представила.

Таким образом, предприниматель не могла быть привлечена к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.

6. Пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *