- Транспортное право

Налог на имущество организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).

Правила исчисления налога на недвижимость

Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.

Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).

Дата оценки Остаточная стоимость (тыс. руб.)
на 01.01 150
на 01.02 145
на 01.03 140
на 01.04 135
на 01.05 130
на 01.06 125
на 01.07 120
на 01.08 115
на 01.09 110
на 01.10 105
на 01.11 100
на 01.12 95
на 31.12 90
Всего 1560
Среднегодовая стоимость 120
Налог на имущество (ставка 2,2%) 2,64

Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.

Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.

Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.

В какой срок следует оплатить?

Предельный период для уплаты налога региональные власти устанавливают самостоятельно, как прописано в статье 383 НК РФ. Годовая сумма может быть перечислена по истечении отчетного периода или разделена на ежеквартальные платежи.

В большинстве регионов срок оплаты налога на имущество за год установлен с 30 марта по 10 апреля, а ежеквартальный — на протяжении 30-40 дней после окончания отчетного периода. Точные даты для конкретной территории следует уточнить в местной налоговой инспекции.

Получатель налога зависит от характера деятельности предприятия:

  • российские организации должны оплатить налог на имущество в местный бюджет по месту нахождения;
  • иностранные компании, ведущие деятельность через представительства, — в бюджет по месту постановки представительства на учет;
  • иностранные предприятия, определяющие налоговую базу по кадастровой стоимости, — по месту нахождения имущества.

Как платить налог и авансовые платежи

Расчеты по авансовым платежам с 2020 года отменили. Но это не значит, что с налогоплательщиков сняли обязанность авансирования. Уплачивать аванс придется как и в 2019 году — каждый квартал. Аванс по имущественному взносу — это одна четвертая от произведения тарифа на налоговую базу.

Необходимость авансирования и сроки перечисления платежа устанавливают региональные власти. Единой даты перечисления авансового платежа не предусмотрено. А вот итоговый (годовой) налог надлежит перечислить в бюджет одновременно с подачей декларации.

Аналогична ситуация и для граждан. Предельная ставка налога на имущество юридических лиц и правила перечисления определяются на местном законодательном уровне. Сроки уплаты едины: заплатите сбор до 1 декабря следующего отчетного периода. Если 1 декабря — выходной, то постарайтесь отправить платеж заранее или на следующий рабочий день.

Ставки налога на имущество в 2021 году

Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.

В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).

Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.

Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.

Декларация по налогу на имущество 2021 года

Приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 утверждена форма декларации по налогу на имущество в электронном формате и порядок ее заполнения.

С 2011 года форма декларации постоянно менялась. На 2021 год ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую форму необходимо будет применять для отчетности за 2019 год.

Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. Новый бланк учел отмену ежеквартальных деклараций по налогу на имущество. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо. Также в декларацию дополнительно внесены идентификаторы признаваемых объектами налогообложения морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания.

Структура новой формы декларации за 2019 год, которую сдавали в 2020 году, при этом осталась прежней:

  • титульный лист;
  • раздел 1 («Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»);
  • раздел 2 («Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»);
  • раздел 2.1 («Сведения о недвижимом объекте, аванс с которого был рассчитан в предыдущем разделе»);
  • раздел 3 («Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признается кадастровая (инвентаризационная) стоимость»).

Порядок заполнения декларации по налогу на имущество 2021 года

В связи с тем, что с 1 января 2019 года организации освобождены от уплаты налога на движимое имущество, а также в связи с некоторыми законодательными изменениями, в декларацию по налогу на имущество внесены поправки. Расскажем о том, как заполнить обновленную форму декларации, которую необходимо будет первый раз предоставить за 2020 год в 2021 году.

Читайте также:  Договор дарения квартиры между близкими родственниками в 2023 году через МФЦ

При заполнении Раздела 2 Декларации:

по строке с кодом 001 указывается код вида недвижимого имущества, в отношении которого заполняется Раздел 2 Декларации, в соответствии с приложением N 5 к Порядку заполнения декларации. Всего таких кодов 13.

Также в разделе 2.1. появились графы для указания адреса объекта недвижимости.

Требования, правила и порядок заполнения декларации по налогу на имущество сводятся к следующему:

1. В каждой строке должен указываться только один показатель. При отсутствии показателей необходимо поставить прочерки в соответствующих ячейках.
2. Все суммы прописываются в полных рублях (менее 50 копеек отбрасываются, а более 50 копеек — округляются до полного рубля).
3. Текстовые показатели следует заполнять заглавными буквами. В последних незаполненных ячейках нужно поставить прочерки.
4. В документе нельзя исправлять ошибки при помощи корректирующего средства.
5. На каждом листе декларации необходимо указать КПП и ИНН (организации).
6. Заполненный Раздел 2 предоставляют:

  • организации РФ;
  • иностранные организации, у которых есть в России постоянные представительства.

Отдельно Раздел 2 заполняется в отношении:

Имущество

Код вида имущества

имущества, налог по которому уплачивают по местонахождению российской организации или постоянного представительства иностранной организации

3

имущества каждого обособленного подразделения российской организации (с отдельным балансом)

3

территориально удаленной недвижимости

3

имущества, при налогообложении которого применяют разные ставки налога

3

каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории разных субъектов РФ

2

каждого объекта недвижимости, который одновременно расположен на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне РФ

2

недвижимости, входящая в Единую систему газоснабжения

1

собственного имущества российской организации, если оно расположено на территории другого государства, где налог с него уже перечислили

4

резидента Особой экономической зоны в Калининградской области, которое он создал (приобрел) при реализации инвестиционного проекта

5

железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов

6

Таблица ставок и номеров законов по регионам:

Субъект РФ

Размер тарифа (в %) – общая/по кадастру

Нормативное основание – закон субъекта РФ (номер, дата)

Адыгея

2.2/2 %

183 от 22.11.03 г.

Алтай

2.2 %

16-1 от 21.11.03 г.

Башкирия

2.2/1.5-2 %

43-з от 28.11.03 г.

Бурятия

2.2/0.2-2 %

145-III от 26.11.02 г.

Дагестан

2.2/0.8-1,5 %

22 от 08.10.04 г.

Ингушетия

2.2/1.5-2 %

59-РЗ от 24.11.03 г.

Кабардино-Балкария

2.2/1.2-2 %

102-РЗ от 27.11.03 г.

Калмыкия

2.2/0.5 %

3-III-З от 29.12.03 г.

Карачаево-Черкессия

2.2 %

77-РЗ от 30.11.16 г.

Карелия

2.2 %

384-ЗРК от 30.12.99 г.

Коми

2.2 %

67-РЗ от 24.11.03 г.

Крым

1.0 %

7-ЗРК/2014 от 19.11.14 г.

Марий Эл

2.2 %

59-З от 27.10.11 г.

Мордовия

2.2/1.1-2 %

54-З от 27.11.03 г.

Саха

2.2 %

1231-З № 17-V от 07.11.13 г.

Северная Осетия

2.2 %

43-РЗ от 28.11.03 г.

Татарстан

2.2/1.2 %

49-ЗРТ от 28.11.03 г.

Тыва

2.2/0.1 %

476 ВХ-1 от 27.11.03 г.

Удмуртия

2.2/1.8 %

55-РЗ от 27.11.03 г.

Хакасия

2.2/2 %

73 от 27.11.03 г.

Чечня

2.2/2 %

33-РЗ от 13.10.06 г.

Чувашия

2.2/2 %

38 от 23.07.01 г.

Алтайский кр.

2.2/2 %

58-ЗС от 27.11.03 г.

Забайкальский кр.

2.2/2 %

72-ЗЗК от 20.11.08 г.

Камчатский кр.

2.2/1.5 %

688 от 22.11.07 г.

Краснодарский кр.

2.2/2 %

620-КЗ от 26.11.03 г.

Красноярский кр.

2.2 %

3-674 от 08.11.07 г.

Пермский кр.

2.2 %

1685-296 от 30.08.01 г., № 549-ПК от 08.10.152 г.

Приморский кр.

2.2/1 %

82-КЗ от 285.11.03 г.

Ставропольский кр.

2.2/1.5 %

44-кз от 26.11.03 г.

Хабаровский кр.

2.2/1.3-2 %

308 от 10.11.05 г.

Амурская обл.

2.2/1-2 %

266-ОЗ от 28.11.03 г.

Архангельская обл.

2.2/2 %

204-25-ОЗ от 14.11.03 г.

Астраханская обл.

2.2 %

92/2009-ОЗ от 26.11.09 г.

Белгородская обл.

2.2/2 %

104 от 27.11.03 г.

Брянская обл.

2.2/0.3-2 %

79-З от 27.11.03 г.

Владимирская обл.

2.2 %

110-ОЗ от 12.11.03 г.

Волгоградская обл.

2.2 %

888-ОД от 28.11.03 г.

Вологодская обл.

2.2/0.5-2 %

968-ОЗ от 21.11.03 г.

Воронежская обл.

2.2/0.5-1.4 %

62-ОЗ от 27.11.03 г.; № 156-ОЗ от 26.11.15 г.; № 91-ОЗ от 10.06.14 г.

Ивановская обл.

2.2 %

109-ОЗ от 24.11.03 г.

Иркутская обл.

2.2/2 %

75-оз от 08.10.07 г.

Калининградская обл.

2.2/1 %

336 от 27.11.03 г.

Калужская обл.

2.2 %

263-ОЗ от 10.11.03 г.

Кемеровская обл.

2.2 %

60-ОЗ от 26.11.03 г.

Кировская обл.

2.2/1-2 %

692-ЗО от 27.07.16 г.

Костромская обл.

2.2/0.5-2 %

153-ЗКО от 24.11.03 г.

Курганская обл.

2.2/0.4-2 %

347 от 26.11.03 г.

Курская обл.

2.2-2 %

57-ЗКО от 26.11.03 г.

Ленинградская обл.

2.2/2 %

98-оз от 25.11.03 г.

Липецкая обл.

2.2/2 %

80-ОЗ от 27.11.03 г.

Магаданская обл.

2.2/1.5-2 %

382-ОЗ от 20.11.03 г.

Московская обл.

2.2/1.5 %

150/2003-ОЗ от 21.11.03 г.

Мурманская обл.

2.2/0.3-2 %

446-01-ЗМО от 26.11.03 г.

Нижегородская обл.

2.2/2 %

109-З от 27.11.03 г.

Новгородская обл.

2.2/2 %

384-ОЗ от 30.09.08 г.

Новосибирская обл.

2.2/2 %

142-ОЗ от 16.10.03 г.

Омская обл.

2.2 %

478-ОЗ от 21.11.03 г.

Оренбургская обл.

2.2/2 %

613/70-III-ОЗ от 27.11.03 г.

Орловская обл.

2.2 %

364-ОЗ от 25.11.03 г.

Пензенская обл.

2.2/2 %

544-ЗПО от 27.11.03 г.

Псковская обл.

2.2/2 %

316-оз от 25.11.03 г.

Ростовская обл.

2.2 %

843-ЗС от 10.05.12 г.

Рязанская обл.

2.2/0,6-1.75 %

85-ОЗ от 26.11.03 г.

Самарская обл.

2.2/1.2 %

98-ГД от 25.11.03 г.

Саратовская обл.

2.2/1.5 %

73-ЗСО от 24.11.03 г.

Сахалинская обл.

2.2/1-2 %

442 от 24.11.03 г.

Свердловская обл.

2.2/2 %

35-ОЗ от 27.11.03 г.

Смоленская обл.

2.2 %

83-з от 27.11.03 г.

Тамбовская обл.

2.2 %

170-З от 28.11.03 г.

Тверская обл.

2.2-2 %

85-ЗО от 27.11.03 г.

Томская обл.

2.2-1.5 %

148-ОЗ от 27.11.03 г.

Тульская обл.

2.2/0.4-2 %

414-ЗТО от 24.11.03 г.; № 33-ЗТО от 27.04.17 г.

Тюменская обл.

2.2/2 %

172 от 27.11.03 г.

Ульяновская обл.

2.2 %

99-ЗО от 02.09.15 г.

Челябинская обл.

2.2/1.5 %

449-ЗО от 25.11.16 г.

Ярославская обл.

2.2 %

46-з от 15.10.03 г.

г. Москва

2.2/1.4 %

64 от 05.11.03 г.

г. Севастополь

1 %

80-ЗС от 26.11.14 г.

г. Санкт-Петербург

2.2/1 %

684-96 от 26.11.03 г.

ЕАО

2.2/1 %

737-ОЗ от 26.07.06 г.

НАО

2.2 %

452-ОЗ от 27.11.03 г.

ХМАО – Югра

2.2/2 %

190-оз от 29.11.10 г.

ЧАО

2.2 %

47-ОЗ от 18.05.15 г.

ЯНАО

2.2/2 %

56-ЗАО от 27.11.03 г.

Статья 374. Объект налогообложения

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Читайте также:  Статья 393 ГК РФ. Обязанность должника возместить убытки (действующая редакция)

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Статья 377. Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества

1. Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения, имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела, если иное не установлено статьей 378.2 настоящего Кодекса. Каждый участник договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

2. Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей, а также иные сведения, сообщение которых предусмотрено статьей 378.2 настоящего Кодекса. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

2. Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

6. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Читайте также:  Алименты по почте: особенности получения

7. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье — перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

8. Состав сведений, подлежащих включению в перечень, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

10. Выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Начиная с первого числа текущего года именно региональные власти принимают решение об освобождении от уплаты рассмотренного взноса в бюджет организациями. Данные изменения вводятся после вступления в силу ФЗ 335 от 27.11.2017 года. Если на региональном уровне не будет принят закон о введении соответствующей льготы, применяемая налоговая ставка не может быть больше 1,1%. Данное нововведение относится к имуществу организаций, принятому на баланс с 01.01.13 года.

Для примера приведем ставки в некоторых регионах РФ:

  • в Москве и области применяется нулевая налоговая ставка на 2018 – 2020 года;
  • для объектов Еврейской автономной области на текущий год применяется ставка равная 0,5 процента.

Исчисление базы по налогу на имущество

Для определения налоговой базы берется среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. В целях исчисления базы актив учитывается по остаточной балансовой стоимости, для основных средств, не подлежащих амортизации, — по первоначальной за вычетом износа.

База по объекту налогообложения для исчисления авансового платежа за отчетный период определяется по формуле:

ССт = (ОС1+ОС2+…+ОСn +ОС n+1) / (n+1), где:

ССт – средняя стоимость;

ОС – остаточная стоимость основного средства на 1-е число каждого из месяцев, входящего в отчетный период;

n – число месяцев в отчетном периоде.

База налога на имущество организации рассчитывается следующим образом:

СГСт = (ОС1+ОС2+…+ОСn+БС) / (n+1), где

СГСт — среднегодовая стоимость;

ОС – остаточная стоимость на 1-е число каждого месяца налогового года;

БС – остаточная (балансовая) стоимость основного средства на конец налогового периода (в общих случаях – на 31 декабря);

n — количество месяцев в налоговом периоде.

Согласно ст. 378.2 НК РФ в отношении отдельных видов активов применяется особый порядок исчисления налоговой базы – за основу расчетов берется не остаточная, а кадастровая стоимость объектов:

  • торговых и бизнес-центров;
  • нежилой недвижимости, формально или фактически предназначенной для размещения офисных, торговых и других коммерческих площадей;
  • недвижимости, принадлежащей иностранным предприятиям.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть Недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м2. Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Как рассчитать среднюю стоимость имущества (среднегодовую)?

В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.

∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13

Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.

Пример расчета:

ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2023 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:

  • 1 февраля 2023 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 марта 2023 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 апреля 2023 года – 1 250 000 руб.;
  • 1 мая 2023 года – 910 000 руб.;
  • 1 июня 2023 года – 1 150 000 руб.;
  • 1 июля 2023 года – 1 050 000 руб.;
  • 1 августа 2023 года – 910 000 руб.;
  • 1 сентября 2023 года – 810 000 руб.;
  • 1 октября 2023 года – 710 000 руб.;
  • 1 ноября 2023 года – 910 000 руб.;
  • 1 декабря 2023 года – 1 050 000 руб.;
  • 31 декабря 2023 года – 1 150 000 руб.

Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

В качестве эксперимента с 2018 года в Ульяновской области принято решение рассчитывать ставку, исходя не из инвентаризационной, но из кадастровой стоимости. Этот показатель более приближен к рыночной стоимости основных средств. Уточнить его можно, перейдя на сайт Росреестра (подробнее об этом мы писали в статье) . При переходе на такую систему расчета предлагают применять понижающие коэффициенты.

Таблица 2. Коэффициенты понижения ставки налога на имущество по годам

Год по счету, с начала действия Закона Размер коэффициента
Первый 0,2
Второй 0,4
Третий 0,6
Четвертый и последующие 0,8


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *