- Страховое право

15. СУД КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «15. СУД КАК УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

Иные участники уголовного судопроизводства

В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.

Состав суда апелляционной инстанции

Суды этого уровня пересматривают решения суда первой инстанции. Они могут быть изменены, отменены или оставлены без изменения. Апелляционным постановлением дело возвращают в первую инстанцию для выполнения решения суда второй инстанции.

На основании 30 статьи УПК РФ апелляции могут рассматривать:

  • Единолично – в районных судах.
  • Коллегией из 3 федеральных судей – в вышестоящих судах.

Такие суды вправе рассматривать уголовные дела, кроме:

  • Дел небольшой и средней тяжести.
  • Дел с жалобами на промежуточные решения районного или гарнизонного суда, которые единолично рассматривали судьи краевого, областного, республиканского и города федерального значения.

Остальные виды дел относятся к компетенции апелляционных судов.

Состав суда надзорной инстанции

Данная инстанция – последняя возможная попытка пересмотреть уголовное дело. Срок обращения в надзорный суд законом не ограничен. Это можно сделать в любое время после вынесения приговора.

Решение в рамках такого суда принимает большинство судей членов Президиума Верховного суда РФ.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Секретарю, как и судье, могут заявить отвод, если докажут его заинтересованность. Процесс его замены проще, так как он не участвует в вынесении решения по делу.

При формировании состава суда каждой инстанции важно следовать принципу подсудности. Мировые судьи не вправе рассматривать дела, которые не относятся к их подсудности, так как не обладают необходимой компетентностью.

Неотъемлемым свойством уголовного судопроизводства является процессуальная форма, т. е. тот порядок, те условия, которые установлены уголовно-процессуальным законом для действий всех участников процесса. Другими словами, уголовно-процессуальная форма – это предусмотренная законом процедура уголовно-процессуальной деятельности. Она создает детально урегулированный и строго обязательный правовой режим производства по всем уголовным делам.

Следует различать процессуальную форму отдельных действий, институтов и стадий уголовного процесса, а также процессуальную форму уголовного судопроизводства в целом.

Значение уголовно-процессуальной формы заключается в следующем.

1. Ею создается стабильный режим производства по уголовным делам и обеспечивается законность в деятельности суда, прокурора и органов предварительного расследования. Строгое соблюдение требований уголовно-процессуальной формы является непременным условием правосудности решений суда. Если при совершении уголовно-процессуальных действий допускаются отступления от требований процессуальной формы, то результаты таких действий не могут использоваться в доказывании (ст. 75 УПК).

2. Процессуальная форма призвана содействовать правильному установлению обстоятельств уголовного дела, так как в ней закреплены выработанные в науке уголовного процесса и апробированные на практике способы уголовно-процессуального познания.

3. Процессуальная форма обеспечивает активность государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, так как устанавливает сроки осуществления уголовно-процессуальных действий.

4. Она является важнейшей гарантией прав и законных интересов участников процесса.

5. Процессуальная форма обеспечивает воспитательно-профилактический эффект уголовного судопроизводства, повышает авторитет суда, убедительность его приговора.

Статья 1 УПК предусматривает, что порядок производства по уголовным делам является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. В уголовно-процессуальном законе определена последовательность совершения уголовно-процессуальных действий, способы и процессуальные условия их совершения, порядок оформления их результатов. УПК предусматривает последовательность стадий процесса, порядок действия участников процесса внутри каждой стадии, сроки совершения отдельных действий и т. д.

Но единство процессуальной формы не исключает некоторых особенностей по отдельным категориям уголовных дел (по делам о преступлениях несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и т. д.).

Уголовно-процессуальные гарантии представляют собой установленные законом средства и способы обеспечения целей уголовного процесса, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности. При этом процессуальные гарантии правосудия одновременно служат и гарантиями прав личности в уголовном судопроизводстве. Они неразрывно связаны и не могут противопоставляться друг другу, так как изобличение виновного и правильное разрешение уголовного дела отвечают не только интересам потерпевшего, но и интересам всего общества и государства, так как борьба с преступностью является одной из важнейших государственных задач.

Участники уголовно-процессуальной деятельности наделены определенными правами и обязанностями, которые и определяют их правовой статус. Реальное и активное использование предоставленных законом прав лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, само по себе уже служит одной из гарантий правильного разрешения дела и защиты участниками процесса своих интересов.

УПК устанавливает средства, обеспечивающие участникам процесса реальную возможность защищать свои права. Суд, прокурор и органы предварительного расследования в соответствии с Конституцией обязаны уважать неприкосновенность личности, охранять права и свободы граждан. На них лежит обязанность разъяснять участникам процесса их права и обеспечивать реальные возможности для реализации этих прав.

Таким образом, правам участвующих в деле граждан соответствуют обязанности должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Суд, прокурор и органы предварительного расследования не только имеют властные полномочия в отношении участников процесса, но и несут перед ними обязанности по обеспечению их прав и законных интересов.

В качестве гарантии правосудия, прав и интересов личности в уголовном процессе в широком смысле выступает установленный законом порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности (процессуальная форма), а также надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного расследования, широкая возможность обжалования всеми заинтересованными лицами решений государственных органов и должностных лиц, ведущих процесс.

В сферу уголовно-процессуальной деятельности вовлечено значительное количество государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Они участвуют в уголовном процессе, имеют определенные права и обязанности.

УПК использует для их обозначения понятие «участники» (п. 58 ст. 5), а для их классификации – понятие «сторона» и такой критерий, как выполняемая участником процесса функция. В ст. 5 и в разд. II УПК все участники процесса разделены на следующие группы: 1) суд (осуществляет функцию разрешения дела); 2) участники процесса со стороны обвинения (это те лица, которые осуществляют либо участвуют в осуществлении функции уголовного преследования); 3) участники процесса со стороны защиты (выполняющие одноименную функцию) и 4) иные участники уголовного судопроизводства (они участвуют в доказывании или выполняют вспомогательную роль).

Суд в уголовном процессе, его полномочия

Особенности:

1)

Суд считается основным участником уголовного процесса.

Читайте также:  Налог на имущество: кто может его не платить

2)

Только суду принадлежит право признать лицо виновным в совершении преступления, назначить ему определенную меру наказания, применить к лицам, участву­ющим в уголовном судопроизводстве определенные принудительные меры, ограничивающие конституционные права и свободы.

3)

Только суду предоставлена возможность осуществлять судебную власть. Никакие иные государственные органы и должностные лица пользоваться судебными полномочиями не могут. Только суду принадлежит право осу­ществлять правосудие, что закреплено в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ: «Пра­восудие в РФ осуществляется только судом».

Под правосудием

понимается особый вид государственной деятельнос­ти, заключающийся в рассмотрении и разрешении различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушени­ем норм права. Под правосудием можно понимать решение наиболее зна­чимых вопросов в правоприменительном процессе по уголовному делу, как на досудебных стадиях, так и на судебных.

Носитель тяжебной власти наделён по законодательству тремя видами полномочий:

  • разрешение преступных дел (только вершитель справедливости вправе определять виновность или её отсутствие у обвиняемого субъекта, зафиксировать репрессию провинившемуся человеку, выбрать меру исправления – медицинское лечение, заключение под стражу или другую санкцию, упразднить, трансформировать в полном объёме или части абсолюцию, вынесенную нижестоящим уровнем, отправить разбирательство на производство в первоначальную инстанцию);
  • ограничивать прерогативы людей (избирать способ прекращения – задержание, заклад, увеличение длительности нахождения под стражей или же немедленное освобождение, пристраивание подозреваемого в лечебницу для проведения соответствующей экспертизы, осмотр и обыск жилплощади без согласия жительствующих в ней людей, осуществление индивидуального обыскивания, накладывание ограничения по корреспонденции, собственности, отлучение от служебных обязанностей человека);
  • регулирование законности деятельности органов следствия, дознания, стороны обвинения (правомочен анализировать претензии к работе или же бездействию вышеозначенных уполномоченных лиц).

Таким образом, суд обладает конкретными полномочиями, но в то же время они очень обширны, охватывают весь процесс и не только, непосредственно в зале заседания, но и на досудебном уровне.

Основные функции суда

Замечание 1
Суд – это неотъемлемая часть уголовного судопроизводства. В уголовном производстве главная функция суда заключается в осуществлении правосудия. Реализуя функцию правосудия по принципу равноправия сторон в судебном состязании, суд разрешает спор между участниками обвинения и защиты.

Полномочия, которые суд реализует в процессе рассмотрения уголовного дела, разделяют на несколько групп: осуществление правосудия, контроль досудебного производства.

При осуществлении правосудия (разбирательстве дела по существу) суд правомочен:

  1. Выносить обвинение по отношению к фигуранту дела и определять меру наказания. Обвинение в совершении какого-либо преступления выносится судом только на судебном заседании с учетом всех нормативно-правовых актов Уголовного Кодекса и формулируется в обвинительном приговоре суда. Обвинение вступает в силу после того, как истек срок его обжалования.
  2. Принимать решение о принудительном медицинском обследовании или лечении субъекта уголовного дела, который совершил преступное деяние в предполагаемом состоянии невменяемости, вынести решение о признании невменяемости данного субъекта.
  3. В отношении несовершеннолетнего, впервые совершившего злодеяние высокой или средней тяжести, применить принудительную меру воспитания. Возложить ответственность за содеянное несовершеннолетним субъектом на его родителей, опекунов, попечителей, в виде заглаживания его вины.

Состав суда надзорной инстанции

Данная инстанция – последняя возможная попытка пересмотреть уголовное дело. Срок обращения в надзорный суд законом не ограничен. Это можно сделать в любое время после вынесения приговора.

Решение в рамках такого суда принимает большинство судей членов Президиума Верховного суда РФ.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Секретарю, как и судье, могут заявить отвод, если докажут его заинтересованность. Процесс его замены проще, так как он не участвует в вынесении решения по делу.

При формировании состава суда каждой инстанции важно следовать принципу подсудности. Мировые судьи не вправе рассматривать дела, которые не относятся к их подсудности, так как не обладают необходимой компетентностью.

Суд как орган правосудия

ВВЕДЕНИЕ

Судебное разбирательство — центральная и главная стадия процесса. Только на этой стадии приговором суда лицо может быть признано виновным в совершении преступления и ему может быть назначено уголовное наказание. Только на этой стадии появляется возможность собрать в одном месте и в одно время всех участников процесса, чтобы сопоставить их позиции и показания и дать им объективную оценку. Суд основывает свои выводы не на письменных материалах дела, а на доказательствах, непосредственно исследованных в судебном заседании.

В судебном разбирательстве наиболее полно и последовательно применяются все принципы уголовного процесса. Представители противоположных интересов — стороны обвинения и защиты — пользуются равными процессуальными правами, что придает процессу состязательный характер. По общему правилу судебное разбирательство проводится гласно и устно. Подсудимому обеспечивается право на защиту. В предусмотренных законом случаях в состав суда включаются представители народа — присяжные заседатели.

Теоретические аспекты судебного разбирательства являются одним из наиболее сложных разделов науки уголовного процесса, так как наряду с нововведениями последнего времени данный институт сохранил общие принципы, разработанные еще в советский период развития юридической науки в России, и впитал в себя мировые и европейские традиции. Проблема судебного разбирательства является важной и философски глубокой проблемой, поскольку стадия судебного разбирательства представляет собой определенный этап установления истины по конкретному уголовному делу, что является элементом процесса познания.

СУД — ОРГАН ПРАВОСУДИЯ

1. Понятие суда как участника уголовного судопроизводства

Происходящие в общественной жизни изменения вносят существенные коррективы в процесс формирования судебной власти и оказывают ощутимое воздействие на структуру, функции и формы деятельности судов. В результате деятельности судов особую актуальность приобретают их уголовно-процессуальные правоотношения с другими участниками процесса. В последнее время возрастает роль судов в осуществлении правосудия и степень правовой регламентации их процессуальной деятельности.

В системе субъектов уголовного судопроизводства суд занимает исключительное положение, поскольку только он является государственным органом, осуществляющим судебную власть. Чтобы правильно понять и выяснить доминирующую роль суда в уголовно-процессуальных правоотношениях, необходимо уяснить, как судебная власть проявляется в сфере судопроизводства. Конституция РФ 1993 г. установила принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и провозгласила самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). С этого момента судебная власть приобрела самостоятельное значение, получила статус одной из ветвей государственной власти. В соответствии с положениями Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суд как государственный орган правосудия традиционно относят к группе участников уголовного процесса, которые ведут уголовное судопроизводство (руководят процессом). По утверждению К.Ф. Гуценко, этих субъектов можно назвать основными участниками судопроизводства как субъектов, призванных осуществлять главные процессуальные функции. Существенным их свойством является то, что они, будучи носителями служебного или личного интереса в исходе конкретного дела, могут активно влиять на его возникновение и продвижение к предусмотренному законом финишу. К ним отнесены: суд, участники со стороны обвинения и участники со стороны защиты .

Статья 30. Состав суда

Статья 30. Состав суда

1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

Состав суда для рассмотрения каждого уголовного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы.

В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

  • 2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:
  • 1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей части;
  • 2) судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой, 132 частью пятой, 134 частью шестой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Читайте также:  Поступление в военный вуз после школы: особенности и условия

2.1) судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.

1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.

5, 206, 211 частью четвертой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской Федерации, и иные уголовные дела, подсудные 1-му Восточному окружному военному суду, 2-му Западному окружному военному суду, Центральному окружному военному суду и Южному окружному военному суду в соответствии с пунктами 2 — 4 части шестой.

1 статьи 31 настоящего Кодекса, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частями третьей — пятой, 132 частями третьей — пятой, 134 частями четвертой — шестой, 208 частью первой, 209, 210 частями первой, первой.1, третьей и четвертой, 210.1, 211 частями первой — третьей, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 — 358, 359 частями первой и второй, 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

  1. 4) мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.
  2. 3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется:
  3. 1) в районном суде — судьей районного суда единолично;
  4. 2) в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

4.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судебной коллегией по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, кассационным военным судом, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе трех судей, а в порядке надзора — большинством членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

Суд
как субъект уголовного процесса

это любой суд общей юрисдикции,
рассматривающий уголовное дел по
существу и выносящий решения,
предусмотренные УПК.

Функция
суда – это рассмотрение и разрешение
дел, то есть правосудие (функция юстиции
или принятия решений). Правосудие по
уголовным делам включает в себя (ст. 29
УПК):

  • Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;
  • Процессуальные формы судебного надзора;
  • Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие
суда как субъекта процесса охватывает
любой суд общей юрисдикции, начиная от
мирового суда и заканчивая Верховным
судом РФ. В связи с эти следует
различать звенья
судебной системы
,
известные студентам еще из курса
правоохранительных органов.

Кроме
того, компетенция суда существенно
различается в зависимости от той инстанции,
по которой он рассматривает дело.

В
качестве суда первой инстанции может
выступать суд любого звена судебной
системы (за исключением Верховного Суда
РФ), если он впервые рассматривает дело
по существу, постановляя приговор, или
осуществляет судебный контроль.

Суд как субъект уголовного процесса – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дел по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК.

Функция суда – это рассмотрение и разрешение дел, то есть правосудие (функция юстиции или принятия решений). Правосудие по уголовным делам включает в себя (ст. 29 УПК):

Рассмотрение уголовных дел по существу и вынесение приговора;

Процессуальные формы судебного надзора;

Судебный контроль над действиями органов предварительного расследования, ограничивающими конституционные права граждан (на свободу и личную неприкосновенность, тайну сообщений, неприкосновенность жилища). Судебный контроль может осуществляться в двух формах: дача судом предварительных разрешений на принудительные действия (перспективный контроль – ст. 108, 165 УПК) или рассмотрение жалоб граждан на уже совершенные действия (последующий контроль – ст. 125 УПК).

Понятие суда как субъекта процесса охватывает любой суд общей юрисдикции, начиная от мирового суда и заканчивая Верховным судом РФ. В связи с эти следует различать звенья судебной системы, известные студентам еще из курса правоохранительных органов.

Кроме того, компетенция суда существенно различается в зависимости от той инстанции, по которой он рассматривает дело. В качестве суда первой инстанции может выступать суд любого звена судебной системы (за исключением Верховного Суда РФ), если он впервые рассматривает дело по существу, постановляя приговор, или осуществляет судебный контроль. Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговора, не вступившего в законную силу в апелляционном порядке. Суд, пересматривающий приговор, вступивший в законную силу, в порядке кассационного, надзорного производства или возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам иногда называют третьей инстанцией.

Различные формы построения суда определяют процессуальный статус входящих в его состав лиц (мирового судьи, председателя суда, члена суда, присяжного заседателя). Без участия представителей народа суд может осуществляться единолично одним судьей или коллегиально несколькими профессиональными судьями, один из которых является председательствующим (ст. 30 УПК). С участием представителей народа действуют две формы суда: суд шеффенов (народных заседателей1), и суд присяжных. Народные заседатели обладают одинаковыми правами с «коронным» судьей. Все вопросы они решают вместе и действуют единой коллегией. Суд присяжных разделен на две коллегии: профессиональных судей и присяжных заседателей. Считается, что первые решают вопросы «права» (квалификации и наказания), а последние вопросы «факта» (виновности).

Читайте также:  Взыскание долгов по ЖКХ путем получения судебного приказа в 2022 году

Судебной власти обеспечивается самостоятельность от других ветвей власти, а суду и судье – независимость. Независимость суда как принцип состязательного процесса обеспечивает его беспристрастность по отношению к сторонам и разделение процессуальных функций.

Комментарии к ст. 29 УПК РФ

1. Учитывая, что выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, в соответствии с ч. 4 коммент. ст. является важной составной частью судебного разбирательства, судам следует при рассмотрении каждого уголовного дела принимать необходимые меры к выполнению этого требования закона и при наличии достаточных оснований выносить обоснованные частные определения.

2. Основанием для вынесения частного определения могут служить установленные по делу факты нарушения закона, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 г. N 5 «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 424.

3. Установив при рассмотрении уголовного дела, что недостатки, ошибки, упущения в деятельности предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц способствовали совершению преступления, суд согласно требованиям ч. 4 коммент. ст. выносит частное определение (постановление), в котором излагает существо вскрытых недостатков, ошибок и упущений, указывает на связь между ними и совершенным преступлением или иным правонарушением и предлагает принять необходимые меры к их устранению .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 августа 1989 г. N 4 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции» // Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. 2001. С. 371.

4. Неуклонно выполняя требование закона о принятии мер к устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, суды должны в частных определениях указывать установленные по делу конкретные факты, обусловившие совершение преступления .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. N 15 «О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 119.

5. Судам предписано принимать действенные меры к совершенствованию практики вынесения частных определений (постановлений) и улучшению их качества, с тем чтобы каждое из них было эффективным средством укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан, предупреждения преступлений и иных правонарушений, устранения существенных недостатков в работе государственных, общественных, кооперативных предприятий, учреждений и организаций, воспитания у людей чувства высокой ответственности за соблюдение государственной и трудовой дисциплины, выполнение общественного долга.

6. Судам следует уделять особое внимание мерам по устранению:

— проявлений бюрократизма, протекционизма, ведомственности и местничества, недостатков в организации контроля за учетом, хранением и распределением материальных ценностей, иных нарушений государственной, финансовой, производственной дисциплины, порождающих бесхозяйственность и способствующих хищениям чужой собственности, взяточничеству и другим должностным преступлениям;

— нарушений законодательства, направленного на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, на почве которых совершается большинство преступлений против жизни, здоровья, достоинства граждан, хулиганских проявлений, вовлечения подростков в антиобщественную деятельность;

— фактов, обусловивших совершение повторных преступлений, в частности невыполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций требований закона о трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, и контроле за их поведением (см. также комментарий к ст. 73 УПК).

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 г. N 11 «О практике вынесения судами частных определений (постановлений)» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 300 — 301.

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Там же. С. 184.

8. Частные определения (постановления), вынесенные при обнаружении судом нарушений прав граждан и других нарушений закона, допущенных при рассмотрении дела нижестоящим судом, могут касаться необоснованного нарушения судом сроков рассмотрения дела .

———————————

См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 2.

9. Суды обязаны строго соблюдать установленный порядок вынесения частных определений (постановлений), которые должны основываться на достоверно установленных сведениях; обеспечивать действенный контроль за их исполнением .

———————————

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. N 15 «О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия» // Там же. С. 285.

10. В ч. 4 коммент. ст. говорится, что суд вправе вынести частное определение или постановление и в других, прямо не перечисленных в коммент. ст., случаях. Таким образом, суд вправе реагировать частными определениями на действия участников процесса или других лиц, свидетельствующие о неуважении к суду, нарушение порядка в судебном заседании, неявку в суд без уважительных причин др.

11. Судам надлежит не оставлять без реагирования нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, в том числе и в случаях, когда они явились основанием для оправдания подсудимого. Если при этом известно, кто из должностных лиц допустил эти нарушения, то они должны быть названы в частном определении.

12. В частном определении должны быть конкретно указаны установленные судом нарушения закона, государственной, финансовой, производственной, трудовой, технологической дисциплины, обусловившие совершение преступления, лица, допустившие нарушения, а также приведены доказательства, на которых основаны выводы суда.

13. Для предотвращения вредных последствий нарушения порядка хранения, распределения, использования государственного имущества, несоблюдения правил безопасности при производстве работ и других нарушений суд вправе поставить перед компетентными государственными органами, общественными организациями или должностными лицами вопрос об отмене противоречащих закону приказов и иных ведомственных распоряжений. Вместе с тем в частном определении не должны содержаться рекомендации по вопросам производственной и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *