Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС разъяснила, как правильно заполнять платежки с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Реквизиты для уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов единым налоговым платежом на ЕНС (начиная с 1 января 2023 года)
Номер (поля) реквизита платежного документа |
Наименование (поля) реквизита
платежного документа |
Значение |
13 |
Наименование банка получателя средств |
ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА
БАНКА РОССИИ//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 |
БИК банка получателя средств (БИК ТОФК) |
017003983 |
15 |
№ счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета) |
40102810445370000059 |
16 |
Получатель |
Управление Федерального
казначейства по Тульской области
(МИ ФНС России по управлению
долгом) |
61 |
ИНН получателя |
7727406020 |
103 |
КПП получателя |
770801001 |
17 |
Номер казначейского счета |
03100643000000018500 |
101 |
Информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж (Статус плательщика) |
01 |
24 |
Назначение платежа |
Единый налоговый платеж |
104 |
КБК |
18201061201010000510 |
105 |
ОКТМО |
— |
Уведомление как новый вид отчетности
С 2023 года изменился механизм взаимодействия с бюджетом при расчетах. Недоимка и переплата теперь определяются не по каждому бюджетному платежу (отдельному налогу, сбору или страхвзносу), а по их совокупности. Налогоплательщики перечисляют единый налоговый платеж (ЕНП), а ИФНС самостоятельно распределяет его по видам налогов и иных платежей.
Соответственно, у компаний и ИП появилась новая обязанность — подавать уведомления о рассчитанных суммах налогов и страхвзносов. Это делается в таких ситуациях (новая ред. п. 9 ст. 58 НК):
- когда отчетность по бюджетному платежу не предусмотрена вообще;
- когда отчетность предусмотрена, однако срок уплаты налога, аванса по нему, сбора, страхвзносов наступит раньше, чем срок сдачи декларации или расчета.
Образец платежного поручения в 2022 году заполнения по налогам
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
6,1 тыс. 4
Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2022 года.
При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2022 года.
Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2022 года.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2022 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.
Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:
- «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
- «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.
С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.
Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.
Поля платежного поручения в 2022
Платежное поручение – это расчетный документ, согласно которого владелец расчетного счета дает банку распоряжение на проведение платежного документа.
Платежные поручения должны составляться в соответствии с установленным Министерством финансов порядком, так как они обрабатываются автоматизировано. При этом не имеет значение, в бумажной ли форме подана платежка в банк или отправлена по интернету.
Если ООО или ИП сделали ошибки, в результате которых Налог, сбор или взнос оказались неуплаченными, или же бухгалтер пропустил сроки отправки средств на уплату налогов, вскоре предприятие получит требование от ФНС о перечислении недоплаченных сумм. Кроме того, будет назначен Штраф и начислены пени.
Сложный бланк, разработанный Центробанком РФ и утвержденный федеральным законодательством, должен быть заполнен грамотно, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой, особенно если это распоряжение на налоговые выплаты.
Заполнение платежки в Сбербанк Онлайн
Платежное поручение заполняется либо в офисе банка, либо через систему Сбербанк Бизнес онлайн. В документе указываются:
- реквизиты и наименование получателя;
- банк отправителя и адресата;
- необходимая сумма.
Для статуса плательщика отведено специальное поле в правом верхнем углу, рядом с «Видом платежа». Если деньги переводятся в казну РФ, то нужно указать соответствующий код. В случаях, когда операция осуществляется между частными лицами, графу следует оставить пустой.
Для дистанционного перевода, нужно:
- авторизоваться в системе;
- перейти в раздел «Платежные поручения» через вкладку «Рублевые операции»;
- создать «Новый документ»;
- заполнить необходимые поля;
- подтвердить операцию по СМС.
Что означает «Статус плательщика» в платёжном поручении?
Статус (лат. status) — означает «состояние», либо «положение» рассматриваемого объекта в определённой структуре или системе. В нашем случае – положение в налоговой системе.
Статус плательщика — это правовое положение объекта, который непосредственно оформляет расчётные документы на денежный перевод в бюджетную систему Российской Федерации по перечислению налогов, сборов и иных платежей, и это правовое положение выражается определённым кодом.
Статус плательщика (101) — указывается двузначным кодом статуса налогоплательщика. С 2014 года код налогоплательщика, идентифицирующий лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, может принимать значения от 01 до 26, что закреплено в Приложении 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.
Согласно Приложению 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» максимальное количество символов в реквизите 101 (поле 101) платёжного поручения, инкассового поручения, платёжного требования или платёжного ордера при составлении в электронном виде также закреплено двузначной цифрой (2)
В Приложении № 5 Приказа Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н приведено значение статуса плательщика для всех 26 кодов, которые необходимо использовать при заполнении поля 101. А Приказом Минфина России от 23.09.2015 N 148н в Приложение № 5 внесены некоторые изменения и дополнения.
Ниже приведены действующие с 23.09.2015 г. значения кодов «Статус налогоплательщика»:
Код | Статус налогоплательщика (плательщика сборов) |
---|---|
01 | Юридическое лицо — налогоплательщик (плательщик сборов) |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель |
10 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо — клиент банка (владелец счета) |
14 | Налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платёжное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков — физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счёт погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платёжный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков. |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов. |
24 | Плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки — гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции. |
26 | Учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включённых в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве. |
Общие сведения о поле 101
Общие правила составления платежки установлены Положением Центрального банка РФ № 383-П, и Приказом Минфина РФ № 107н. Этими нормативными актами регламентируются правила заполнения строки 101, которую содержит платежное поручение, госпошлина оплачивается строго с указанием статуса плательщика. Но вот какой код отразить? Заполнять с учетом внесенных изменений в закон – «01», или согласно прежней кодировке – «08»?
Ячейка 101 располагается в правом верхнем углу формуляра, код состоит из двух цифр, которые определяют плательщика по организационно-правовой форме, виду хозяйствования, а также указывают на назначение платежа. Полный перечень кодов представлен в приложении 5 к Приказу министерства финансов РФ № 107н, они отражаются в цифрах от 01 включительно до 26. Среди них имеются коды, относящиеся к государственным структурам, но мы поговорим о тех, которыми пользуются организации и ИП.
Актуальная форма платежного поручения
С правовой точки зрения, отправка заполненной надлежаще установленным требованиям платежки в банк выступает юридическим основанием для перевода денежных средств со счета заявителя (клиента) на счет получателя, зарегистрированный в этой же, либо в другой кредитно-финансовой организации. Для подобного распоряжения используется бумажный или электронный формат. Оно сохраняет силу на протяжении десяти календарных дней с момента составления, и заполняется исходя из утвержденной Положением Центробанка № 383-П актуальной формы, перечень полевой нумерации, для которой закреплен в рамках приложения №3 к указанному документу.
Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в платежных поручениях на уплату платежей в бюджет РФ
Данные Правила устанавливают порядок указания информации в полях 104 — 110, реквизитах «Код» и «Назначение платежа» при составлении платежных поручений на уплату страховых взносов, а также иных платежей (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) в бюджет РФ.
Указанные Правила распространяются на плательщиков страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ, а также на плательщиков платежей за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в п. 3 ст. 1 и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Основные правила составления платежного поручения на уплату страховых взносов и иных платежей следующие:
- платежное поручение составляется только по одному КБК;
- наличие в платежном поручении незаполненных реквизитов не допускается.
Номер поля |
Наименование поля |
Максимальное количество символов |
Что указывается |
104 |
КБК |
20 |
Значение КБК. При отсутствии КБК указывается «0» |
105 |
ОКТМО |
11 |
Значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, в соответствии с ОКТМО. При этом указывается код территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей. При отсутствии кода ОКТМО указывается значение «0» |
106 |
Основание платежа |
2 |
Ноль («0») |
107 |
Налоговый период |
10 |
Ноль («0») |
108 |
Номер документа, являющегося основанием платежа |
15 |
Ноль («0»). В случае указания в поле 101 одного из статусов («03», «19», «20» или «24») обозначается идентификатор сведений о физическом лице |
109 |
Дата документа, являющегося основанием платежа |
10 |
Ноль («0») |
110 |
Тип платежа |
2 |
Ноль («0») |
22 |
Код |
25 |
УИН |
24 |
Назначение платежа |
210 |
Дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа |
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Как сформировать квитанцию на оплату налога: правила заполнения и образец платежки 2021
Основные принципы составления налоговых платежек есть в Приложении 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П и в Приложении 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н (ред. от 14.09.2020).
С 1 января 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания платежей в бюджеты. Из-за этого изменились реквизиты для полей 13, 14, 15 и 17 платежного поручения.
Теперь в них будут указываться данные казначейского счета и уточненные данные банка получателя. Для каждого налога существует свой КБК, служащий одним из главных идентификаторов налога.
Кроме того, в назначение платежа также прописывается вид налога и налоговый период. Например, «Налог на имущество за 2020 год».
Платежное поручение имеет специальные поля. Каждое отдельное поле со своим уникальным номером.
Что такое единый налоговый платёж
Единый налоговый платёж (ЕНП) — это особый порядок перечисления платежей. Единым он называется потому, что все деньги следует перечислять по одним реквизитам. Теперь не нужно заполнять несколько платёжных поручений на разные налоги и взносы: большую их часть можно перевести общей суммой, заполнив всего одну платёжку.
Предполагается, что единый платёж должен упростить бизнесу расчёты с бюджетом. Пока же компании не вполне разобрались с новым порядком, возникает много вопросов и сложностей. Со временем всё станет понятно и бизнес сможет адаптироваться к изменениям.
Единый платёж распространяется на:
- почти все налоги и сборы, за исключением отдельных;
- авансовые платежи по ним;
- страховые взносы, кроме взносов за работников на травматизм;
- пени, проценты и штрафы.
Единый налоговый платёж с 1 января 2023 года ввели для всех и повсеместно. У организаций и ИП нет права выбора. Если платёж входит в ЕНП, то есть должен перечисляться с единого налогового счёта, то плательщик обязан придерживаться такого порядка.
Но в ЕНП входят не все налоги.
Изменения в начислении пеней
Из-за новых правил меняется и порядок начисления неустойки по налогам, то есть пеней. Теперь они считаются от общей суммы отрицательного сальдо ЕНС, а не по каждому платежу отдельно.
Пени по-прежнему начисляются за каждый календарный день просрочки. Первый день их расчёта — следующий за окончанием срока уплаты. Поскольку большинство налогов нужно платить до 28 числа, то пени пойдут с 29 числа. Последний день, за который они будут начислены, — день уплаты недоимки.
Общая формула расчёта пеней в 2023 году такова:
- Сумма недоимки × Ставка ЦБ РФ / 300 × Количество дней просрочки, включая день её уплаты
Ставка пени в 2023 году для ИП и организаций одинакова — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. В этом году для юридических лиц действует послабление: ставка уменьшена в качестве меры господдержки. Но с 2024 года будет так: если организация не платила налог более 30 дней, то с 31 дня пени начисляются по ставке 1/150 ставки ЦБ РФ.