- Наследование

Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюрьма или спасение? Что делать, если сбил человека на дороге». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Стоит определиться в терминологии с самого начала и сказать, что водитель машины, будь он хоть трижды опытным, трезвым и внимательным, в случае ДТП с пешеходом будет рассматриваться как виновник. Так сформулированы Правила дорожного движения. Машина всегда представляет собой средство повышенной опасности, и, в каком бы месте пешеход ни пересекал проезжую часть, водитель всегда будет отвечать. Особенно если сбитый человек скончается. Тогда у водителя гарантированно прибавится седых волос.

Как избежать уголовной ответственности, если сбили пешехода?

Виновниками ДТП могу быть: водитель, пешеход, пассажир автомобиля.

Уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью. Степень вреда устанавливается медицинской экспертизой. Водитель имеет право оспорить проведенную медицинскую экспертизу.

Причиной ДТП может быть поведение пешехода: переход в дороги в неположенном месте на запрещающий сигнал светофора, или тоже самое, но уже в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Следует зафиксировать поведение пешехода и исследовать документы медицинского свидетельствования.

В случае, если ДТП произошло по вине пассажира – следует предоставить видеозапись на которой будет видны такие действия или будет слышно, что пассажир осуществил действия, которые привели к ДТП.

Нередки ситуации, когда одной из причин ДТП является некачественное дорожное покрытие или плохая освещенность участка дороги – следует осуществить видео- или фотофиксацию места ДТП.

Кроме того, водителю следует постараться оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, предложить отвести его в больницу и сообщить в ГИБДД и скорую о случившимся. Наличие указанных фактов позволят избежать уголовной ответственности или минимизировать ее.

Юристы говорят, что уезжать с места ДТП нельзя даже в том случае, если пешеход чувствует себя хорошо и самостоятельно уходит домой. Такие “клиенты” очень часто сразу после прыжка под автомобиль идут в больницу, где фиксируют повреждения. Сразу за этим действием следует заявление, и, как правило, пострадавший пешеход всегда помнит номер автомобиля. Если владелец убедился в нормальном самочувствии пешехода и потом уехал, то он будет виноват и, скорее всего, не только лишится прав, но и получит срок за причинение тяжкого вреда здоровью.

Если пешеход подаёт признаки жизни, но не хочет (или не может) двигаться, ни в коем случае нельзя помогать ему самостоятельно. Одно неловкое движение, и пережатая артерия откроет крови путь наружу. Если пешеход умрёт от кровопотери прямо на дороге, то водитель гарантированно сядет в тюрьму, причём “загреметь” на нары можно сразу по нескольким статьям, главной из которых может стать “Причинение смерти по неосторожности”.

Важно знать, что непосредственными свидетелями ДТП могут быть пассажиры и даже ближайшие родственники. Их слов о том, что пешеход появился на дороге внезапно и совершенно не там, где это предусмотрено, может быть достаточно для того, чтобы инспекторы начали сомневаться в виновности водителя. Кстати, самому водителю ни в коем случае не стоит врать инспектору относительно скорости движения. Часто (либо от испуга, либо по другой причине) водители пытаются занизить скорость, с которой двигались.

Запомните, что у экспертов есть методики и специальные инструменты для определения тормозного пути. Исходя из этих данных, следователи сделают однозначный вывод о скорости движения, и тогда ложь станет отягчающим обстоятельством в суде.

Одно неверное слово — и тюрьма

Юристы отмечают, что важно не путаться в терминах. Неправильной реплики будет достаточно, чтобы со слов водителя инспектор составил протокол с неправильными данными, а дальше — лишение прав и условный срок. Категорически нельзя называть экстренное торможение резким. Резкое торможение приводит к заносу, при котором увеличивается тормозной путь. Резкое торможение — неправильное действие с точки зрения ПДД, из-за которого и может возникнуть аварийная ситуация. Занос автомобиля при экстренном торможении ни в коем случае нельзя называть уводом автомобиля в сторону. Увод в сторону, особенно если будут пострадавшие или погибшие, почти 100-процентная статья.

Читайте также:  Структурные подразделения МВД РФ

Разблокировку колёс, необходимую для сохранения траектории, ни в коем случае не называть прекращением торможения и отпусканием педали тормоза. Такие термины будут истолкованы следствием не в пользу водителя.

Предупреждать светом и сигналом пешехода нужно одновременно с торможением. Суть в том, что с точки зрения ПДД мигание дальним светом и гудки до применения экстренного торможения — неправильные действия со стороны водителя, и судом они могут быть истолкованы как причина наезда.

Рассказывать инспектору о плохом самочувствии тоже не нужно, не говоря уже о технических проблемах машины. Дело в том, что болезненное, утомлённое и нервозное состояние резко ухудшает реакцию водителя. Согласно правилам, запрещается управлять автомобилем в болезненном состоянии, угрожающем безопасности (головокружение, тошнота, удушье, боль). Таким образом, болезненное состояние будет истолковано не в пользу водителя. На жалость инспекторов в таких ситуациях тоже не возьмёшь, а явная ложь может быть зафиксирована и в суде станет доказательством виновности.

Простые правила, описанные выше, помогут не только грамотно оформить ДТП, но и оказать водителю “скорую юридическую помощь”. Дальше, опираясь на правильные действия и правильные слова, адвокаты в суде будут доказывать невиновность.

Действия пострадавшего в ДТП пешехода

Если на тротуаре сбила машина, на пешеходном переходе или во дворе, потерпевшему необходимо:

  1. Зафиксировать факт дорожно-транспортного происшествия. Вызовите ГИБДД, постарайтесь записать ФИО свидетелей и контактные сведения, а также попросите очевидцев остаться до оформления аварии.
  2. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД. Будет составлен протокол ДТП – внимательно с ним ознакомьтесь до подписания. Если дело будет рассматриваться в суде, то этот документ будет одним из основных доказательств. Если ваше состояние требует госпитализации, то встреча с сотрудниками ГИБДД пройдет в больнице.
  3. Привлечение виновника к ответственности. Если в происшествии виновен водитель, то вы можете взыскать с него материальный ущерб на лечение, покупку медицинских средств и др. Максимальная выплата при причинении тяжкого вреда здоровью по ОСАГО – 500 000 руб.

Уголовная ответственность

Виновника ДТП также могут привлечь еще и к уголовной ответственности, если здоровью кого-то из пострадавших был причинен тяжкий вред. Лицо понесет наказание, если будет установлена его вина: вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или другое нарушение ПДД.

За подобное деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью, нарушителя привлекают к наказанию, которое предусмотрено статьей 264 Уголовного кодекса.

Согласно этой статье, нарушителя могут привлечь к ответственности в двух случаях:

  • когда пострадавший получил сильные повреждения, из-за которых он навсегда утратил прежнюю работоспособность. В таком случае виновника лишают свободы на срок до 2 лет. Либо виновнику могут назначить наказание в виде ареста (до 6 месяцев) или ограничения свободы до 3 лет;
  • когда в результате ДТП погиб человек. В таком случае виновника лишают водительских прав и отправляют его в колонию на срок, не превышающий 5 лет.

Важно! Вид и срок отбывания наказания зависит от квалификации преступления. Алкогольное или наркотическое опьянение является отягчающим обстоятельством. А в случае если виновник совершил правонарушение в состоянии аффекта, то наказание будет менее строгим.

Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?

Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).

Если найти виновника не получилось, можно попытаться взыскать сумму на ремонт с администрации парковки, которая оказывает услуги ненадлежащего качества. По законодательству платная парковка должна возместить ущерб, который был причинен автомобилю (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»). Для этого при оставлении автомобиля необходимо оформить приемо-сдаточный акт, тогда можно будет доказать, что повреждения возникли, пока автомобиль находился на стоянке. Не забудьте оформить акт о повреждении – сразу после того, как обнаружите, что машина пострадала. Вам не имеют права отказать в его оформлении, хотя на практике сотрудники стоянки могут отказываться это делать, ссылаясь на то, что повреждения были ранее.

Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.

Читайте также:  Регистрация мотоцикла в ГИБДД в 2022 году. Постановка скутера на учет

Если ДТП нет, вызывайте участкового и также составляйте протокол и список повреждений. До его приезда не трогайте ничего, не пытайтесь что-то исправить или переложить.

Если водителю требуется помощь

В результате происшествия получить травму может не только пешеход, но и сам водитель. Иногда полученные травмы оказываются серьезными, и поэтому водитель не может самостоятельно зафиксировать все необходимые моменты аварии, не участвует в осмотре места происшествия и составления протокола.

В такой ситуации следует воспользоваться помощью юриста, который занимается делами, связанными с автомобильными авариями. Все дальнейшие рассмотрения ситуации будут происходить при участии этого специалиста.

Уголовное дело по результатам аварии возбуждается в том случае, если здоровью потерпевшего причинен тяжкий вред, или он погиб. Хотя обычно ДТП с наездом на пешеходов приводят к незначительным травмам. При таком исходе дела рассматриваются в рамках административного производства.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Кто возмещает ущерб при ДТП на пешеходном переходе?

Если гражданина сбил автомобиль на пешеходном переходе, в 95% случаев виноват водитель. Полис ОСАГО гарантирует возмещение денежных средств потерпевшему, которые пойдут на лечебные цели. Чтобы получить компенсацию, необходимо сохранять все чеки из больницы и аптеки, предоставить документ о стоимости услуг массажиста (при его необходимости). То же самое стоит проделать с официальными бумагами из санатория, где проводилось лечение.

Есть случаи, когда страховые организации прибегают к уловкам, чтобы снизить собственные расходы. Они досконально изучают ситуацию, доказывают вину пешехода, собирают доказательства о нанесении вреда транспортному средству (его запчастям), если таковые имеются, и предъявляют сумму пешеходу.

Пострадавшая сторона может потребовать не только деньги на возобновление здоровья, но и материальное взыскание за порчу дорогостоящей одежды. Тогда надо приложить товарный чек за вещь.

При отсутствии полиса ОСАГО владелец ТС финансирует материальный и моральный ущерб за свой счет. У тех, кто уклоняется от уплаты денег, компенсация взыскивается через суд.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала давайте рассмотрим типичную ситуацию, в которой пешеход нарушает правила дорожного движения, а водитель — нет.

Пусть пешеход переходит проезжую часть дороги в 10 метрах от нерегулируемого пешеходного перехода и при этом выходит из-за стоящего автобуса. Автомобиль движется по дороге со скоростью 40 км/ч. После того, как водитель замечает пешехода, он начинает тормозить и совершает наезд на скорости 20 км/ч. При столкновении пешеход получает вред здоровью средней тяжести (перелом руки).

В описанной ситуации водитель не нарушает ПДД, пешеход же нарушает следующие пункты правил:

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Очевидно, что виновником ситуации является пешеход, однако платить за ДТП будет не только он.

Ответственность водителя, если сбила машина на пешеходном переходе

Нанесение вреда здоровью человека, переходившего дорогу по пешеходному переходу, чревато привлечением к ответственности. Наказание зависит от особенностей ситуации и настроя пострадавшего. Лицо может запросить компенсацию или потребовать использовать более суровые меры в отношении автовладельца.

Лёгким вредом здоровью называют кратковременное расстройство или утрату общей трудовой функции. Если возникла подобная ситуация, ответственность будет административной. В отношении нарушителя применят штраф 2500-5000 руб.. Дополнительно лицо имеют право лишить прав. Срок действия наказания составляет 1-1,5 лет (ст. 12.24 КоАП РФ).

Если человек утратил трудоспособность на треть, или здоровье было длительно расстроено, но ситуация не угрожала жизни гражданина, речь идет о вреде средней тяжести. В отношении нарушителя также применяют административные меры. Человека лишат прав на срок 1,5-2 лет или вменят штраф в размере 10000-25000 руб.

При аварии на пешеходном переходе, положения УК РФ также применяют. Ответственность регламентирует статья 264. Допустимо применение следующих мер:

  1. Нанесен тяжкий вред, но гражданин действовал непредумышленно – тюремное заключение на срок до 3 лет. Альтернативой выступают принудительные работы сроком до двух лет или арест до полугода.
  2. Если машина сбила на пешеходном переходе и действия водителя повлекли за собой нанесение тяжких увечий, и доказано, что виновник происшествия был пьян, максимальный срок заключения продлевается до 4 лет.
  3. Если неумышленные действия автовладельца повлекли за собой летальный исход одного человека, нарушителя могут лишить свободы на срок до 5 лет.
  4. Если пешеход погиб на переходе из-за действий водителя, находившегося в нетрезвом виде, срок тюремного заключения продлевают до 7 лет.
  5. Если водитель был пьян, и по его вине погибло 2 и больше человек, нарушителя поместят в тюрьму на срок до 9 лет.
Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

«Одна – об стойку. Другая – в лобовое»

Рассказывает Михаил, 55 лет

Это случилось на день молодежи, в ночь на 25 июня. Было без десяти четыре утра. Я возвращался с работы. Остановила меня молодая женщина, сказала, что поругалась с мужем, надо к матери доехать. «Таксисты не берут, денег нет». Взял ее, она – быстрей, скорей.

А тут мне жена позвонила: «Мама упала с костылей, я ее одна не подниму. Скоро будешь дома?» Я полетел. Под знак «сорок».

На дорогу выбежала вторая – кто знал, что так будет? Пьяная вусмерть. Бежала, из стороны в сторону ее мотало. 2,8 было у нее опьянение, это потом выяснилось.

Я ей сигналю, чтоб двигалась быстрее, а она наоборот остановилась. До нее оставалось метров 50, а скорость моя была сто пятьдесят. Прямо секунды – и все. Пытался ее объехать, дал по тормозам, залетел на бордюр передним правым и задним правым. А там арматура. Колеса на выстрел, меня – в опору. Пассажирка моя об стойку убилась. Та, другая, влетела в лобовое стекло.

У меня особых травм не было. Только стекла в глазах. Повезли меня в больницу, пока везли – роговица разорвалась. Лечился потом. Глаза не мог открыть.

Говорят, что, когда время проходит, все забывается. Но вот рассказываю и как сейчас все вижу и чувствую ужас. А потом отупение какое-то. И ощущение, что все, конец пришел.

Суда я ждал на воле, не знаю, почему меня не закрыли. Состояние все время было полушоковое, давление начало шпарить, до 230-250.

Я признал себя виновным, суд был особым порядком – без свидетелей. Хотели мне дать пять лет по статье 264, часть 3 (нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека). Дали три – в колонии-поселении. Отбыл я два, вышел по УДО. Там не сладко было, хлебнул всякого.

У той женщины, которая ехала со мной в кабине, родственники были адекватные. Не мотали нервы, не кричали, не обвиняли ни в чем. Я по суду выплачивал ее ребенку пенсию до 18 лет. Сейчас уже он вырос.

А родственники той, что выбежала на дорогу, насчитали мне такой счет, что даже если бы я все продал, что у меня было, все равно бы остался должен, – посчитали все, даже водку на поминках. Но суд отклонил.

Водительский стаж у меня с 1979 года. Никогда не было аварий. То, что случилось, —стечение обстоятельств. Права мне вернули через два года после освобождения. Швырнули в окошко, помню, как собаке.

Сначала я всем подряд занимался, чтобы прожить. Мясником был на базаре, грузчиком. Когда права отдали, пошел на маршрутку работать. Вожу нежно, тихонько. Пассажиры бывают недовольны. Но больше не хочется в колонию и шока того – тоже.

В третье воскресенье ноября (в 2016 году – 20 ноября) в мире отмечается День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (World Day of Remembrance for Road Traffic Victims). Учрежден он был в 2005 году резолюцией Генеральной ассамблеи ООН.
Этот день признан привлечь внимание к печальной статистике: в мире в результате ДТП ежедневно погибает более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *