- КОАП

Инструкция по расчету НМЦК для строительных работ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по расчету НМЦК для строительных работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из документов, в которых предоставляется основная информация о начислении непредвиденных расходов в смете на текущий ремонт и на прочие виды строительно-монтажных работ, является методический документ в строительстве МДС81-35.2004. В составе указанного документа выделена отдельная часть, касающаяся данной темы.

Резерв непредвиденных расходов в смете

Так, в пункте 4.96 приведенных методических указаний даются сведения о резерве непредвиденных расходов в смете на каждый вид объекта и методах учета данной статьи в составе сводного сметного расчета. Прежде всего, следует отметить, что непредвиденные работы включаются в состав сметной формы для того, чтобы была возможность оплатить расходы, связанные с работами и затратами, возникшими в процессе строительства.

При этом важно иметь в виду, что непредвиденные расходы в смете — это затраты на работы, которые возникли в результате уточнения проектной документации, или условий производства строительных работ, которые изначально не были заложены в проектные решения. То есть если в процессе строительства произошел какой-то инцидент по вине одной из сторон, то затраты на его устранение не являются частью непредвиденных затрат.

Начисление непредвиденных расходов в смете обычно происходит, как отмечалось выше, в составе сводного сметного расчета. В пункте 4.96 МДС81-35.2004 приведен порядок учета данного вида затрат для разных типов строительных объектов.

Так, непредвиденные расходы в смете на капитальное строительство и реконструкцию объектов должны быть включены при подведении итогов по главам 1-12. Если производится капитальный ремонт, то указанный вид затрат также учитывается при подведении итогов, однако уже на основании суммарной стоимости глав 1-9 сводного сметного расчета.

В составе локальной сметы или локального ресурсного сметного расчета непредвиденные расходы также учитываются при подведении итогов. Однако начисление непредвиденных затрат в смете производится от общей суммы без НДС. То есть данный вид расходов должен быть указан в итоговой части сметы, но до подведения общего итога.

Необходимо также отметить то, что в пункте 4.33 упоминавшегося методического документа в строительстве указано, что если в процессе строительства того или иного объекта не возникло факторов для включения в стоимость непредвиденных затрат в смете, то данный резерв остается в распоряжении заказчика.

То есть если в процессе производства работ не возникло необходимости изменения проектных решений или учета условий на объекте, которые не были учтены в изначальной проектной документации, но оказывают влияние на строительство, то и задействовать резерв непредвиденных затрат в смете не представляется возможным. Поэтому стоимость данного вида расходов может быть учтена в пользу организации подрядчика только при наличии весомого обоснования.

Однако необходимо также отметить, что согласно пункту 4.65 МДС81-35.2004 непредвиденные расходы в смете все же могут включать в себя некоторые другие затраты, связанные с оборудованием на объекте. Например, за счет резерва непредвиденных расходов может быть оплачена стоимость предмонтажной ревизии оборудования. Данный вид работ должен производиться, если было нарушение гарантийного срока оборудования, или условия хранения не соответствовали требованиям.

Обоснования для разработки строительной документации в пояснительной записке

Сметные расчеты созданы в соответствии с проектами 79.06.21-ТХ.С; 79.06.21-АС.С; 79.06.21-ОВ.С; 79.06.21-ЭМ.С; 79.06.21-АК.С; Документация по смете подготовлена на основе Методики определения сметной стоимости продукции на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя и ЖКХ РФ № 421/пр. от 04.08.2020.

Документация по смете создана базисно-индексным способом с использованием в стоимости сметы конкретных индексов изменения стоимости сметы и применением сметно-нормативной базы ГЭСН-2020, ФЕР-2020 (с Изм. 1-9). Наименование в ФРСН — Изменения в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним, включенные в федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр, 876/пр (в ред. приказов от 30.03.2020 № 171/пр, 172/пр, от 01.06.2020 № 294/пр, 295/пр, от 30.06.2020 № 352/пр, 353/пр, от 20.10.2020 № 635/пр, 636/пр, от 09.02.2021 № 50/пр, 51/пр, от 24.05.2021 № 320/пр, 321/пр, от 24.06.2021 № 407/пр, 408/пр, от 14.10.2021 № 745/пр, 746/пр), от 20.12.2021 № 961/пр, 962/пр).

Справочник видов операций, который использовался: Методика 2020года: НР по приказам 812/пр и 636/пр, СП по приказу 774/пр.

Нормативный справочник, который использовался НР и СП: обычные требования по возведению (нормы НР и СП — по категориям возведения).

Цены материалов, которых нет в сметно-нормативной базе, вводились по текущей стоимости из прейскуранта. Ценовые данные прейскуранта не выше уровня стоимости, среднего по рынку.

Затраты на технику взяты на основании Приказа № 421/пр п.91от 4 августа 2020 года.

Затраты по заготовительно-складским операциям взяты на основании Приказа № 421/пр п.92в от 4 августа 2020 года.

Расчет общей цены возведения в пояснительной записке

Суммарная цена возведения в соответствии со сводным расчетом сметы в базовых ценах на 1 квартал 2022г составила без НДС: 4 678,76 тыс. руб.

  • Операции возведения: 4,57 тыс. руб.
  • Операции монтажа: 386,30 тыс. руб.
  • Оснащение: 3 895,05 тыс. руб.
  • Иные расходы: 392,84 тыс. руб.

Суммарная цена возведения в соответствии со сводным расчетом сметы в текущих ценах на 1 квартал 2022г составила с НДС: 28 471,55 тыс. руб.

  • Операции возведения: 63,60 тыс. руб.
  • Операции монтажа: 4 165,86 тыс. руб.
  • Оснащение: 23 183,35 тыс. руб.
  • Иные расходы: 1 058,74 тыс. руб.

Минстроя России от 02.02.2022 N 3586-СМ/09

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «О государственном оборонном заказе»

  • Федеральный закон от 06.12.2021 N 396-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 25.02.2022)

    «Об акционерных обществах»

  • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

    «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

  • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

    «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

    «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

    «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

    «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

  • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

    «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до казенного учреждения в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

Казенное учреждение составляет смету, внося изменения в ее показатели на очередной финансовый год и плановый период и формируя показатели на второй год планового периода (п. 8 Общих требований).

Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.

О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

Верховный Суд Российской Федерации еще раз определил, что право подрядчика на получение средств на непредвиденные работы и затраты связано с их фактическим несением. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 301-ЭС18-21555 и Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.09.2018 N Ф01-3763/2018 по делу N А29-12529/2017.
Данное Определение в отношении резерва средств на непредвиденные работы и затраты ранее уже встречалось в судебной практике.
Так, ранее в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2016 № Ф07-5540/2016 по делу № А05-11397/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 307-ЭС16-16212 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства) суд разъяснил, что при расчетах за выполненные работы по договору с установленной твердой ценой резерв средств на непредвиденные работы и затраты в соответствии с актами о приемке выполненных работ должен оплачиваться заказчиком на основании подтверждающих расходы документов.

Читайте также:  Будет ли пенсия за выслугу лет заведующим ДОУ в 2022 году

Как составить смету по новой методике 421/пр в Гранд-Смете 2021?

На стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете учреждением проводятся расчеты плановых сметных показателей и составляется проект бюджетной сметы. Порядок, сроки составления и подписания проектов смет устанавливает ГРБС.

Показатели проекта сметы формируются в абсолютных суммах и должны соответствовать планируемым объемам расходов, а также иным детализирующим такие расходы показателям (при наличии), информация о которых доведена ГРБС, распорядителем бюджетных средств (РБС) до учреждения.

Проект сметы составляется по той же форме, что и сама смета.

Сведения, содержащиеся в проекте сметы, учитываются ГРБС при составлении обоснований бюджетных ассигнований.

Показатели сметы (проекта сметы) формируются в разрезе кодов КРБ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов, а в случаях, когда это предусмотрено порядком, разработанным ГРБС, – в разрезе кодов статей (подстатей) групп (статей) КОСГУ (кодов аналитических показателей) (п. 7 Общих требований).

При составлении сметы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов необходимо учитывать положения следующих документов:

  • Порядка № 85н в редакции Приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 98н;

  • Приказа Минфина РФ от 08.06.2020 № 99н;

  • Порядка № 209н в редакции Приказа Минфина РФ от 29.09.2020 № 222н;

  • сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов;

  • таблицы соответствия разделов (подразделов) и видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов субъектов РФ начиная с бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

  • таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, применяемой в 2021 году.

К сведению: указанные документы размещены на официальном сайте Минфина в рубрике «Бюджет» («Бюджетная классификация Российской Федерации» / «Методический кабинет»).

Бюджетная смета учреждения здравоохранения на 2021 год

Максимальную цену договора на работы в сфере градостроительства рассчитывают с применением проектно-сметного метода с учетом:

  • индексов цен на затраты при реализации инвестиций;
  • индексов-дефляторов Министерства экономического развития.

Согласно приказу Минстроя, проверка расходов на строительство по госконтракту при применении индексного метода — это контроль соответствия индексов цен и индексов инфляции, которые применены при расчете официальным данным Федеральной службы гос. статистики и органов власти.

Расчет НМЦК проектных, строительных работ и ввода в эксплуатацию, которые будут проводиться одновременно, выполняют после получения заключения технологического и ценового аудита и применяют правила, которые установлены постановлением №563 от 12.05.2017.

В соответствии с приказом Минстроя №841/пр от 23.12.2019 порядок определения максимальной начальной цены строительного контракта и методика составления смет содержат единый алгоритм расчета строительных работ, состоящий из нескольких этапов:

  1. Пересчет цены на текущую дату.
  2. Умножение итоговой суммы на индекс инфляции (с учетом планового периода исполнения договора).
  3. Определение цены контракта.

Расчет цены договора оформляют в виде протокола и прикладывают к тендерной документации, которую размещают в ЕИС.

Проект строительной сметы готовят без использования сметных нормативов из федерального реестра и сметных цен строительных ресурсов.

При калькуляции стоимости строительства и НМЦК на выполнение работ по сохранению объекта недвижимости берут за основу данные из смет и сводных сметных расчетов.

Пошаговая инструкция, как подготовить смету и как рассчитать смету строительства для бизнес-плана на основании приказа Минстроя №841/пр от 23.12.2019:

Шаг 1. Проводим комплексный анализ проектной документации, на которую получено положительное экспертное заключение.

Ша 2. Формируем ведомость объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, которая содержит:

  1. Объемы готовых составных частей (если это предусмотрено заданием на проектирование).
  2. Номера смет и позиций.
  3. Наименование работ и их объем.

Шаг 3. Готовим проект сметы контракта, который включает в себя:

  1. Название работ и их объем.
  2. Стоимость, в которую входят:
    • основные расходы (зарплата рабочих, аренда специальной техники и т. п.);
    • накладные расходы;
    • прибыль;
    • стоимость оборудования (если это не отдельная строка в смете);
    • затраты на строительство временных зданий и сооружений (если это не отдельная строка в смете);
    • дополнительные расходы (если этот пункт заложен в расчет);
    • пусконаладочные работы (если смета контракта на строительство не предполагает отдельного пункта);
    • иные расходы.

Шаг 4. Указываем в документе итоговую стоимость (с НДС и без НДС).

ВАЖНО! При поэтапном выполнении работ в расчете указывают стоимость каждого этапа.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
  • Точную сумму нигде не указывают, так как она формируется в ходе работы и за…

  • Можете найти несколько стоительных фирм, а точнее их сайты и по информации …

  • ищите через мебельные магазины, думаю именно там стоит покупать

  • Вам именно важно сколько стоить будет сама отделка фасада дома или вместе с…

  • Ну вообще, когда идет замена котла отопления подключенного к газовой магист…

  • актуально.

Непредвиденные работы и затраты. Разъяснения ФАУ ФССЦ


С 5 октября 2020 г. действует новая методика определения сметной стоимости возведения, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. В связи с этим Минстрой разъяснил:

— в отношении какой проектной (сметной) документации применяется методика;

— как использовать коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ;

— как применять индексы изменения сметной стоимости;

— в каком случае можно использовать средние значения стоимости ценообразующих строительных ресурсов для расчета сметной стоимости;

— как определяются затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект строительства и обратно, если подрядная организация назначена в качестве единственного поставщика (исполнителя).

  • Все новости
  • Мероприятия
  • Госстройсмета
  • Ценообразование

Правильно учитываем резерв средств на непредвиденные работы и затраты. В помощь сметчику. Электронный бератор. Сметное дело.

Процесс строительства сопряжен с множеством неожиданно возникающих работ, требующих немедленного их разрешения. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных работ и затрат является способом защиты от рисков, обусловленных различными препятствиями в процессе строительства.

Учет резерва в базисном уровне цен на 1 января 2006 года

По своей структуре резерв средств на непредвиденные работы и затраты в базисном уровне цен распределяется на 2 части: заказчика и подрядчика.

Заказчик свою часть резерва может расходовать на:

  • оплату дополнительных работ. Данные работы могут быть вызваны уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
  • уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
  • оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Например, возмещение затрат, связанных с возникновением экстремальных погодных условий (рекомендация содержится в постановлении Коллегии Минстройархитектуры от 09.12.2009 № 408).

Подрядчик в свою очередь использует часть резерва на:

  • возмещение затрат, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ;
  • замену механизмов;
  • замену в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Непосредственно в сметной документации, разработанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., расчет резерва осуществляется от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1–12 ССР (п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, в редакции от 25.11.2013 № 36) и указывается отдельной строкой в графе 9 с распределением по графам 3–8.

Читайте также:  Правила подсчета страхового стажа в примерах

Но, как известно, с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Следовательно, подробно рассматривать порядок включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сметную документацию, составленную в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., не имеет смысла.

Однако в настоящее время еще существует ряд объектов со сметной стоимостью в базисном уровне цен. В этой связи обратим внимание только на некоторые моменты. В частности, у подрядчика в распоряжении часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая составляет:

  • 1,5 % – для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект. Производственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, организации, осуществляющие общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства;
  • 1 % – для объектов непроизводственного назначения, жилых домов. Непроизводственные отрасли: жилищное строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется на стоимость материалов, изделий и конструкций и стоимость оборудования, мебели и инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь.

Учет резерва в НРР

Несколько иная ситуация сложилась при расчете резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании НРР.

В соответствии с подп. 33.1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждена постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 28.03.2016 № 9, резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от итога глав 1–11 по графам 3–9 и принимается отдельной строкой в ССР таким образом:

1) на стадии архитектурного проекта:

а) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения – 4 %;
  • объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект – 3 %;
  • жилых домов – 2 %;

б) на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения – 2 %;
  • объектов непроизводственного назначения, в т.ч. жилых домов, – 1,5 %;

2) на стадии строительного проекта – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с коэффициентом 0,8;

3) при строительстве экспериментальных объектов – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с применением коэффициента 1,25.

По объектам, в составе которых есть здания, сооружения с разными размерами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, размер определяется исходя из удельного веса сметной стоимости соответствующего здания, сооружения.

Однако данные средства, предусмотренные ССР, не распределяются между заказчиком и подрядчиком. Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядчика, Инструкцией № 51 не предусмотрено.

В сметную документацию в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика. Заказчик может использовать их для компенсации увеличения стоимости строительства, вызванной изменениями объемов и характера работ. Как следствие, возникает вопрос: как подрядчику при формировании цены своего предложения учесть расходы, обусловленные различными непредвиденными обстоятельствами в процессе строительства? Усугубляют данный момент нормы Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061, с учетом которого формируется неизменная договорная (контрактная) цена. При формировании цены своего предложения подрядчик может применить в расчете стоимости коэффициент риска, который компенсирует различные непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе производства строительно-монтажных работ.

Максимальная величина коэффициента риска в настоящее время законодательством не предусмотрена.

Обоснование коэффициента риска необходимо только в случае такого требования со стороны заказчика. Также не предусмотрен перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении данного коэффициента.

Таким образом, подрядчик имеет право самостоятельно определить величину данного коэффициента при формировании цены своего предложения для целей заключения с заказчиком договора строительного подряда.

Формула для расчета коэффициента риска нормативными документами не установлена. Возможен такой способ:

Кр = 1 + Р / С,

где Кр – искомый коэффициент риска;

Р – стоимость рисков по объекту строительства либо за конкретный период;

С – стоимость объекта строительства либо стоимость работ, выполненных в течение конкретного периода.

Но при формировании цены своего предложения подрядчику следует учесть, что применение значительной величины коэффициента риска может сделать его предложение неконкурентоспособным по сравнению с другими предложениями, представленными заказчику.

Необходимо знать, что согласно нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650, заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные в конкурсной документации. Кроме того, при проведении подрядных торгов предложение подрядчика с применением коэффициента риска, в т.ч. при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, может превысить стартовую цену. При этом следует учитывать, что дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией, при расчете коэффициента риска не учитываются, так как к непредвиденным обстоятельствам не относятся.

Вопросы, возникающие на практике

  1. Из каких средств оплачиваются затраты на дополнительные работы и объемы?

Ответ: Сметная документация составляется в соответствии с Инструкцией № 51. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика в сметную документацию включается в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51. Затраты на дополнительные работы и объемы, не учтенные утвержденной сметной документацией, оплачиваются заказчиком в порядке, изложенном в п. 38 Инструкции № 51, а именно компенсация этого увеличения производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты и экономии по другим статьям в пределах стоимости строительства в целом.

Примечание. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 02.04.2013 № 09-922 «Об использовании средств на непредвиденные работы и затраты».

  1. Заказчик требует исключить резерв средств на непредвиденные работы и затраты на материал заказчика в актах выполненных работ. Правомерно ли это?

Ответ: Да, если данное условие предусмотрено договором подряда.

Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты на материалы заказчика определяется договорными отношениями. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 22.10.2008 № 07-2374 «О материалах заказчика, передаваемых подрядчику».

Стоит отметить, что данное разъяснение актуально для объектов, сметная стоимость которых рассчитана в базисном уровне цен, так как в структуре резерва средств на непредвиденные работы и затраты имеется часть подрядчика.

Как рассчитать НМЦК для закупок в градостроительной сфере

  • 100 вопросов сметчика — принципиально новый формат образовательной площадки
  • Вопрос определения сметной стоимости, сметного нормирования, ценообразования работ и затрат в строительстве.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Подбор аналогов. Часть 2.
  • Аналоговый метод расчета смет на ПИР. Общие правила применения метода для смет на ПИР. Часть 1.
  • «100 вопросов сметчика» — новый формат образовательной площадки.
  • Определение НМЦК согласно 841 приказа Минстроя РФ
  • Панельная дискуссия с участием Главгосэкспертизы России в рамках IV ежегодной «Недели сметчика на Урале»
  • Сметное дело в условиях перехода к информационному моделированию
  • Новый МДС 81-35.2004 утвержден
  • Сметное нормирование. Лето 2020
  • О соблюдении авторских прав
  • Персональные данные
  • Условия использования
  • Сертификация
  • Контактная информация
  • Ответ на вопрос о правильном оформлении при изменении характера работ
  • Ответы на вопросы по правильному взаимодействию заказчику и ответам на его запросы
  • Что указать в смете при возврате материалов / Обязанности подрядчика и заказчика
  • Ответ на вопрос о порядке перехода при заключении длительных договоров в конце года
  • Применение индексов текущего квартала если договор был подписан в прошлом году
  • О соблюдении авторских прав
  • Персональные данные
  • Условия использования
  • Сертификация
  • Контактная информация
  • Все новости
  • Мероприятия
  • Госстройсмета
  • Ценообразование

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 июня 2014 года, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета. При этом размер такого резерва не должен превышать установленные процентные ставки для каждого вида капитальных объектов: на капитальное строительство в непроизводственной сфере не должно превышать 2 %; для работ капитального характера на объектах производственной сферы — 3 %; для аналогичных работ по созданию уникальных объектов — 10 %.

  • Ответ на вопрос о правильном оформлении при изменении характера работ
  • Ответы на вопросы по правильному взаимодействию заказчику и ответам на его запросы
  • Что указать в смете при возврате материалов / Обязанности подрядчика и заказчика
  • Ответ на вопрос о порядке перехода при заключении длительных договоров в конце года
  • Применение индексов текущего квартала если договор был подписан в прошлом году
Читайте также:  Программа для переселенцев из Узбекистана на 2023 год

Составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до казенного учреждения в установленном законодательством РФ порядке лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения его функций.

Казенное учреждение составляет смету, внося изменения в ее показатели на очередной финансовый год и плановый период и формируя показатели на второй год планового периода (п. 8 Общих требований).

Показатели сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО и бюджетным ассигнованиям на исполнение публичных нормативных обязательств.

Размер непредвиденных расходов в смете

Что касается суммы непредвиденных затрат в смете, то, как было отмечено выше, для каждого отдельного объекта данная статья является частью договора между заказчиком и подрядчиком. Об этом написано в упоминавшемся выше пункте 4.33 методического документа МДС81-35.2004.

Однако для строительных объектов, финансирование которых производится из бюджетных средств, обоснованием для непредвиденных расходов в смете является пункт 4.96 того же МДС. При этом следует иметь в виду, что сумма накладных расходов будет стандартной независимо от того, строительные, ремонтные работы или работы по реконструкции производятся на объекте.

Таким образом, в пункте 4.96 МДС81-35.2004 рекомендуется применять непредвиденные расходы в смете в размере 2%, если предусмотрено капитальное строительство объектов непроизводственного значения. Этот показатель является одним из самых часто применяемых в сметах гражданского строительства и в расчетах на прочие объекты.

Непредвиденные затраты в смете в размере 3% учитываются для объектов производственного назначения. Данный показатель также является довольно частотным при определении стоимости строительства многих объектов во всех регионах России.

Непредвиденные расходы в строительстве

43. Рекомендуемые образцы локальных сметных расчетов (смет) приведены для базисно-индексного метода в Приложении N 2 к Методике, для ресурсно-индексного метода — в Приложении N 3 к Методике, для ресурсного метода — в Приложении N 4 к Методике.

44. Сметная стоимость строительства, определенная с применением базисно-индексного метода, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в двух уровнях цен: базисном и текущем.

Для определения сметной стоимости в базисном уровне цен применяются единичные расценки, составляющие единичных расценок, сведения о которых включены в ФРСН.

При отсутствии информации о сметных ценах в базисном уровне по отдельным материальным ресурсам и оборудованию, их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с пунктами 90 — 92, 112 — 115 Методики с учетом положений пунктов 22 и 23 Методики.

Сметные цены в базисном уровне цен на высокотехнологичные и уникальные строительные машины, изготавливаемые по индивидуальным проектам (по единичным заказам, в том числе в единственном экземпляре), находящиеся, как правило, в собственности юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, не применяемые (или применяемые в рамках индивидуального проектирования) на территории Российской Федерации, включенные во ФСЭМ без сметных расценок и отмеченные в графах 4 и 5 знаком «- *» (далее — несерийные строительные машины), определяются в соответствии с пунктом 83 Методики.

45. Сметная стоимость в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной стоимости, определенной в базисном уровне цен, и соответствующих индексов изменения сметной стоимости, разрабатываемых в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 326/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2019 г., регистрационный N 55869), в том числе:

а) индексы к СМР применяются к итоговым стоимостным показателям СМР по ЛСР (ЛС);

б) индексы к элементам прямых затрат применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС): сметной стоимости оплаты труда, сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, сметной стоимости материалов, изделий и конструкций;

в) индексы по видам (комплексам) работ применяются к итоговым стоимостным показателям в целом по ЛСР (ЛС), например, к сметной стоимости пусконаладочных работ;

г) индексы к расценкам применяются к итоговым стоимостным показателям прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);

д) индексы к элементам прямых затрат расценок применяются к итоговым стоимостным показателям элементов прямых затрат по каждой расценке, включенной в ЛСР (ЛС);

е) индексы на перевозку применяются к сметной стоимости затрат на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом, в том числе на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами на материальные ресурсы и оборудование, в соответствии с типом автотранспортных средств в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ;

ж) индексы к оборудованию применяются к итоговым стоимостным показателям оборудования в целом по ЛСР (ЛС) или по каждой позиции в зависимости от принятых индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ.

46. Сметная стоимость, определенная с применением ресурсного и ресурсно-индексного методов, приводится в локальных сметных расчетах (сметах) в текущем уровне цен.

47. В локальных сметных расчетах (сметах), разрабатываемых ресурсным и ресурсно-индексным методами, по каждой позиции выделяют следующие показатели строительных ресурсов:

а) затраты труда рабочих с указанием среднего разряда работы или квалификационного состава рабочих, звена пусконаладочного персонала, чел.-ч;

б) затраты труда машинистов, чел.-ч;

в) потребность в машинах и механизмах, маш.-ч;

г) потребность в материальных ресурсах в натуральных единицах измерения (м, м3, м2, т, кг и других натуральных единицах измерения);

д) потребность в оборудовании в натуральных единицах измерения (шт, компл, т и других натуральных единицах измерения).

99. При определении сметной стоимости строительства к стоимости оборудования относятся затраты на приобретение:

а) технологических линий, станков, установок, аппаратов, машин, механизмов, приборов и других устройств, совершающих различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;

б) санитарно-технического оборудования, связанного с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;

в) поставляемых в комплекте с основным оборудованием обвязочных трубопроводов, трубопроводной арматуры, металлических конструкций, мерных участков кабелей с разделанными концами;

г) первоначального фонда инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;

д) транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства);

е) запасных частей к оборудованию.

100. При формировании сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) отдельно выделяется сметная стоимость:

а) инженерного оборудования;

б) технологического оборудования;

в) лабораторного оборудования;

г) транспортных средств;

д) инструмента для технологических процессов;

е) производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели.

101. К инженерному оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится оборудование, несущее функциональную нагрузку в здании или сооружении и обеспечивающее заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства: подъемно-транспортное оборудование (лифты, эскалаторы, траволаторы и другое оборудование), оборудование систем инженерно-технического обеспечения, другое оборудование.

102. К технологическому оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится функциональное оборудование, используемое в технологических процессах переработки, выпуска продукции предприятий производственного назначения. Для объектов непроизводственного назначения к технологическому оборудованию относится оборудование, используемое для оказания услуг (медицинское оборудование, мультимедийное обучающее и развивающее оборудование и другое оборудование).

103. В локальные сметные расчеты (сметы) включается стоимость транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства). Перечень транспортных средств, подлежащих учету в сметной стоимости строительства, определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *