- Гражданское право

Что такое магистратура и бакалавриат: разница

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое магистратура и бакалавриат: разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Разница между бакалавриатом и специалитетом

Следует понимать, что здесь речь идет о двух совершенно разных программах обучения.

Бакалавриат является высшим образованием по ускоренной программе. В нем студент получает общие базовые знания по определенному направлению в течение 4 лет.

Если студенту нужны углубленные знания, он после бакалавриата поступает в магистратуру, где учится еще 2 года. Повысить уровень знаний можно везде, где есть специальные магистерские программы (а есть они не у всех вузов).

Плюс – можно поступить не только на первоначальное направление, но и выбрать другое. А при успешном прохождении вступительного испытания на магистратуру можно рассчитывать на бюджетное место.

Специалитет же дает глубокие знания в определенной профессиональной сфере. Студент обучается 5-6 лет. В течение первых двух лет он проходит общую базовую программу по выбранной специальности, далее получает расширенные знания.

Основное отличие специалитета в том, что после него можно идти в аспирантуру. Бакалавр сможет пойти в аспирантуру только после прохождения магистерской программы.

Есть и еще одно важное отличие: диплом бакалавра котируется за границей, где с ним можно пойти даже в магистратуру.

Диплом специалиста – чисто отечественная особенность образования. С ней могут возникнуть проблемы, потому что не все работодатели принимают такой документ об окончании вуза.

Бакалавр – это научная степень образования, осваиваемого в течение 4-х лет в высшем учебном заведении. За это время человек получает общие знания о выбранной профессии, но не узкую специализацию.

Для поступления на эту степень необходимо наличие аттестата об окончании 11 классов или любого довузовского училища (колледжа, техникума).

Бакалавриат – это первый уровень высшего образования, которое наша образовательная система переняла из Европы в 2003 году (до этого отечественные ВУЗы обучали только узкопрофильных специалистов).

Возможность получить «бакалавра» обрадовала многих, так как учиться нужно меньше (освоение специалиста занимает 5 и более лет) и нет строгой привязки к профилю – после окончания обучения можно «плавать» в профессиональном пространстве, пока не найдешь свою стезю.

После завершения обучения по четырехлетней программе студент получает диплом о высшем образовании, который признается не только в России, но и за рубежом. В нем в качестве квалификации будет указана степень бакалавра (прикладного или академического) и направление (профиль), который играет основную роль в будущем трудоустройстве или при поступлении в магистратуру (на смежные специальности проще пройти). Например, если студент обучался на факультете управления, то в документе выпускника вуза будет записано «прикладной бакалавр менеджмента».

Диплом бакалавра дает студенту право по результатам экзаменов поступить в магистратуру или устроиться на работу. Полученная степень предоставляет возможность занимать должности, которые требуют наличия высшего образования.

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

Проблемы при трудоустройстве бакалавров

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

Читайте также:  Система материального обеспечения в Германии: социальные выплаты в 2023 году

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

Нужно ли получать второе высшее образование?

Получать второе высшее образование необязательно, если у вас нет желания. Этот вариант подходит для тех, кто уже разочаровался в своей специальности. Вторая «вышка» нужна, чтобы получить новую квалификацию, но совершенно отдаленную от предыдущей.

Однако необходимо знать, что второе высшее образование только платное. Государство не будет платить за вашу ошибку при выборе специальности. Даже если вы отучились только 3 года и не закончили первый университет, то будет считаться первый неполным высшим образованием.

Таким образом, вы можете потерять 4 года и возможность поступить на бюджет. Высшее образование – это ответственный выбор человека.

Понимание основных различий между бакалавриатом и специалитетом даст возможность осознанно выбрать уровень образования. Несколько самых значимых отличий:

  • студенты специалитета посещают больше практических занятий, выполняют больше лабораторных работ, готовят больше курсовых проектов. При этом, требования к выпускной квалификационной работе у них идентичны;
  • в дипломе специалиста указывается квалификация (название полученной профессии), а для бакалавра — пишется просто «бакалавр»;
  • продолжить обучение в России смогут выпускники обоих уровней, но за рубежом для поступления в магистратуру предпочтительнее диплом бакалавра;
  • есть ограничения и в трудоустройстве. С квалификацией ниже специалиста нельзя работать в системе образования и в органах государственной власти;
  • для занятия научной или преподавательской деятельностью необходимо отучиться в аспирантуре — для поступления также понадобится диплом специалиста или магистра.

Как выбрать уровень обучения?

Чтобы не ошибиться с выбором уровня обучения, внимательно проанализируйте свои цели и планы на будущее. Если вы хотите овладеть основами профессии и далее развиваться в трудовой деятельности, применяя полученные знания на практике и приобретая новые полезные навыки, то вам вполне подойдет бакалавриат.

Если вы хотите получить глубокие знания о профессии и иметь хорошую общекультурную и общенаучную подготовку, учитесь на специалиста. Кроме этого, с дипломом специалиста вас охотно возьмут в аспирантуру.

Диплом магистра не только, как и диплом специалиста, откроет вам двери в науку, исследовательскую и преподавательскую деятельность, но и поможет в самореализации в другой стране или в международной компании. Надо иметь в виду, что сегодня на многие руководящие должности берут только людей, имеющих диплом магистра.

Можно ли сделать как в Европе

Казалось бы, всегда есть привычный короткий путь — позаимствовать определения «на Западе». Но определения Европейского пространства высшего образования размыты и больше сфокусированы на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с изначальным фокусом Болонского процесса на международной мобильности — в первую очередь ее важно было обеспечить механически.

Отдельные европейские страны тоже с трудом концептуализируют образовательные уровни или «циклы», выражаясь языком Болонского процесса. Нам придется определяться самостоятельно и вступать в международный диалог со своими ответами.

При этом к изначальным истокам Болонского процесса можно и нужно возвращаться. Мы часто воспринимаем его как навязанное. Однако, во-первых, отдельные вузы ввели бакалавриат и магистратуру задолго до подписания Болонской декларации, в начале 1990-х годов. Во-вторых, процесс решал те же задачи, над которыми мы работаем сейчас — в частности, развитие человеческого капитала.

Болонский процесс был ответом на сверхспециализацию. Рынок стал волатильным, новые требования и специальности быстро появляются и так же быстро теряют актуальность. Индустриальная система образования, ставящая за цель подготовку идеальных деталей для экономической машины, перестала работать. Старые монодисциплинарные программы, лекция как основной образовательный метод, подготовка только к рынку труда становились все более неадекватными. Студенты выражали запрос на возможность менять жизненные ориентиры, решать проблемы разного типа и после выпуска быть готовыми не только к работе, но и к жизни в целом.

Уровни образования и даны в карате

Всему, что написано выше, легко можно возразить аргументом о том, что уровни образования отжили свое. Не пора ли совсем от них отказаться? Ведь можно заменить их на микростепени: получаешь компетенцию и добавляешь в виртуальное портфолио, как победную отметку на борту самолета. К тому же, в общественном сознании уровни привязаны к жизненным этапам: поступать в бакалавриат следует в 18 лет, в магистратуру в 22, а в аспирантуру в 24. Не поможет ли отказ от них переходу к обучению на протяжении всей жизни?

Читайте также:  Размер госпошлины за обеспечительные меры в арбитражном процессе

Но дело в том, что у уровней есть ряд значимых функций, которые нечем заменить. Во-первых, они предполагают целостность. Между уровнем и отдельной компетенцией та же разница, что между владением одной техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только получил образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. Именно поэтому топовые вузы считают «своими» только выпускников, которые закончили бакалавриат, магистратуру или PhD, а не всех, кто закончил пару курсов. Отсюда и мировые кейсы лишения степеней тех, кто больше не соответствует стандартам своих университетов.

Проблемы с уровнями образования лежат не только в слое принципов, но и в слое реализации. Так, для того, чтобы наличие диплома бакалавра, магистра или ученой степени отражало созвучность ценностей университета и выпускника, первому сначала необходимо определиться со своими ценностями. А это нечастое явление в российском высшем образовании.

Далее, университеты должны работать над тем, чтобы состав студентов стал более разнообразным, и обучаться в магистратуре в 40 лет было бы настолько же социально-приемлемо, как и в 25. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться под цели реальных студентов, а не условных. Однако такая работа возможна исключительно при условии общего консенсуса о том, какие задачи разные уровни должны выполнять.

Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

Другие ступени высшего образования – от бакалавриата, специалитета и магистратуры до ассистентуры-стажировки

Теперь вы знаете о том, в чем заключается разница бакалавриата и специалитета, рассмотрим другие ступени ВО.

  1. Магистратура. Доступна для бакалавров и специалистов, которые поступают в вуз на конкурсной основе. Первые могут занять бюджетное место, вторые – нет. Позволяет углубить специализацию, а также получить новую специальность. В программе отсутствуют общие дисциплины, учебный план рассчитан на людей, которые уже прошли первичную подготовку в рамках базового ВО.
  2. Аспирантура. Доступна для магистрантов и специалистов, срок обучения по очной форме составляет 3-4 года (зависит от специальности). Образовательный процесс направлен на самостоятельную работу, научные исследования и т. д. Аспирантура – это престижно, она дает возможность в перспективе получить ученую степень. В системе военных учебных учреждений функцию аспирантуры выполняет адъюнктура.
  3. Ординатура. Этот уровень высшего образования ориентирован исключительно на врачей. Последние проходят в вузе общую подготовку, ординатура позволяет им получить узкую профессиональную специализацию.
  4. Ассистентура-стажировка. Ориентирована на ребят, которые прошли первичную подготовку по профилям, связанным с творческой сферой: актеры, режиссеры, вокальные исполнители и другие. Форма обучения только очная.

В ординатуре, магистратуре и ассистентуре обучаться необходимо в течение двух лет.

Понимание основных различий между бакалавриатом и специалитетом даст возможность осознанно выбрать уровень образования. Несколько самых значимых отличий:

  • студенты специалитета посещают больше практических занятий, выполняют больше лабораторных работ, готовят больше курсовых проектов. При этом, требования к выпускной квалификационной работе у них идентичны;
  • в дипломе специалиста указывается квалификация (название полученной профессии), а для бакалавра – пишется просто «бакалавр»;
  • продолжить обучение в России смогут выпускники обоих уровней, но за рубежом для поступления в магистратуру предпочтительнее диплом бакалавра;
  • есть ограничения и в трудоустройстве. С квалификацией ниже специалиста нельзя работать в системе образования и в органах государственной власти;
  • для занятия научной или преподавательской деятельностью необходимо отучиться в аспирантуре – для поступления также понадобится диплом специалиста или магистра.
Читайте также:  Единый налоговый платёж с 2023 года: что надо знать предпринимателю

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура
Подготовка научных кадров
Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Что следует учесть перед поступлением абитуриентам

Перед абитуриентами стоит сложная и ответственная задача – не прогадать с выбранной специальностью, университетом и направлением подготовки.

Необходимо тщательно взвесить все «за» «против», так как приобретенная выпускная квалификация по вашей специальности станет определяющим фактором спроса на вас как на кадровую единицу и дальнейшее продвижение в выбранной профессии.

Моменты, которые следует знать выпускникам школ при поступлении на бакалавриат:

  • бакалавр – академическая степень и квалификация, присваиваемая при завершении получения высшего образования бакалавриат и подтверждаемая дипломом;
  • программа обучения длится 4 года и включает в себя базовую общетеоретическую и узкопрофильную подготовку.
  • возможность продолжения учебы и последующее трудоустройство за рубежом;
  • степень квалификации бакалавра ниже, чем у специалиста или магистра;
  • бакалавр менее конкурентоспособен на рынке труда и не вызывает доверия у работодателей;
  • ограничение перспектив послевузовского обучения (только после окончания магистратуры) и карьерного роста.

Бакалавр и магистр разница

Разница, как не странно очень значительная. Изначально Бакалавриат предполагал получение знаний базового уровня, которых будет достаточно для работы по полученной специальности. Срок обучения, который в ВУЗах России составляет, как правило 4 года, по сравнению с магистратурой и специалитетом меньше, но полученных знаний должно быть достаточно для работы по специальности.

Магистратура предполагает более длительное и глубокое изучение предметов по специальности. В результате после 6 лет обучения студент, получивший образование магистра, может не только работать по специальности, но и продолжать заниматься научной деятельностью.

Специалитет в настоящее время изживается из ВУЗов, если я правильно помню, в 2011 году в моём ВУЗе осталась только одна специальность, отучившись на которой можно было получить диплом специалиста. Специальность самая престижная. Кстати, специалист и магистр являются людьми с одинаковым уровнем образования и, соответственно, возможностями, например, они могут поступить в аспирантуру и заниматься наукой, но про уровни высшего образования чуть ниже.

Главные отличия бакалавриата и магистратуры

При всех вариативных трактовках, бакалавр и магистр получают одинаковое высшее образование, просто на разных ступенях. Вся разница только в продолжительности обучения. А на основании этих сроков можно говорить и об относительном уровне знаний бакалавров и магистров. Также магистранты в процессе обучения работают с более усложнёнными программами, чем в бакалавриате. И диплом магистра даёт право на занятие научной деятельностью.

Магистратура позволяет максимально углубиться в теоретические и практические аспекты выбранной специальности. А после её окончания магистратура даёт возможность самостоятельного выбора любого научного направления, по которому можно дальше развиваться (например, поступить в аспирантуру по иной специальности). В то же время окончание бакалавриата не даёт такого широкого выбора для сфер деятельности. Бакалавр может осуществлять только конкретную практическую деятельность по тому направлению, на котором он учился.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *