Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление свидетельства о смерти в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях может потребоваться дубликат свидетельства о смерти: при потере или затребовании в других официальных органах, либо на всякий случай. Учтите, что заказ юридически действительной копии стоит 200 рублей в виде государственной пошлины.
Как получить повторное свидетельство о смерти, если вы потеряли документ ранее
Для получения повторного документа вам нужно обратиться в то учреждение, где вы его заказывали первично. Чаще всего это ЗАГС, где вам дадут образец заявления для запроса документа о смерти.
Какую информацию следует обязательно указать в заявлении:
- Паспортные данные лица, запрашивающего дубликат документа;
- Степень родства, и документы его подтверждающие;
- Причина затребования копии документа.
Не забудьте взять оригинал документа о смерти. А также предъявите квитанцию об оплате госпошлины.
Если вы по каким-либо причинам не можете присутствовать в ЗАГСЕ очно, то отправьте квиток об оплате вместе с заявлением по почте заказным письмом.
Срок создания и выдачи дубликата документа о смерти человека 30 раб. дней.
Где получить свидетельство о смерти
Еще совсем недавно выдача таких свидетельств входила в обязанности исключительно органов ЗАГС. Постепенно на смену привычным всем ЗАГСам пришли МФЦ — многофункциональные центры. Помимо множества других оказываемых населению услуг МФЦ выдают свидетельства о смерти на основании документальных подтверждений этого факта. Определить, в какой именно МФЦ следует обращаться, следует, исходя из адреса регистрации покойного. Так же подойдет и тот МФЦ, который обслуживает адрес, где зафиксирована смерть человека. Если покойный был найден на улице и определить место его проживания не представляется возможным, то должно последовать обращение в тот МФЦ, на территории которого это случилось.
Помимо вышеуказанного способа есть еще два: обратиться в ЗАГС города Москвы (не в любой, а в Новомосковский, Южное Бутово, Троицкий и Новофедоровский) или прибегнуть с помощи центрам «Мои документы». Последние два способа подходят в следующих случаях
- Если Москва — это последнее проживания усопшего человека.
- Если именно в Москве был констатирован факт смерти.
- Если в Москве расположена организация, выдававшая документ, устанавливающий факт смерти.
- Если в Москве проживают родители умершего, его дети или супруг\супруга.
Когда требуется регистрация смерти
Чтобы получить свидетельство, нужно обратиться в официальный орган и документально подтвердить гибель человека. Регистрируют свидетельство и выдадут документ, только если подтвердить факт смерти. Сделать это можно с помощью таких бумаг:
- специализированное медицинское свидетельство о смерти, которое можно взять в больнице, где был засвидетельствован факт прекращения жизнедеятельности;
- судебное решение, в ходе которого был установлен факт смерти, если невозможно увидеть тело;
- в прокуратуре или органах МВД, если необходимо подтвердить смерть осужденного человека.
Эти справки нужно предъявить в загсе, и только после этого там проведут регистрацию гибели и выдадут свидетельство. Обратиться в загс нужно в течение трех дней после смерти человека. Свидетельство о смерти нужно получить до похорон, иначе нельзя будет провести захоронение. Например, на московском кладбище похоронят, только если показать свидетельство о смерти.
Получить свидетельство и обратиться в местный орган может любой человек. Важно только наличие необходимых документов:
- заявления;
- специализированный документ, что подтверждает смерть;
- паспорт заявителя;
- паспорт умершего (или другой документ, удостоверяющий его личность).
Когда на территории РФ умирает иностранец, его документы нужно перевести на русский язык, и нотариально заверенный перевод добавить к оригиналу.
В каком загсе можно получить свидетельство о смерти
Заняться регистрацией смерти нужно как можно быстрее. Потому можно обратиться на сайт «Госуслуги», предоставив все нужные для процедуры документы, забрать готовое свидетельство по желанию можно в любом из этих отделений:
- в отделении по последнему месту жительства покойного;
- в отделе по месту наступления смерти;
- в органе, по месту, где находится отдел выдавшей документы о наступлении смерти;
- в отделении по месту жительства близких умершего.
Если смерть зафиксирована судебным решением, список отделов, куда можно прийти, чтобы получить свидетельство о смерти, становится меньше. Загс, что способен оформить документ и провести официальную регистрацию смерти, должен находиться:
- поблизости отдела суда, где установлен факт смерти и лицо объявлено умершим;
- на территории проживания близких умершего (родителей, детей, супругов).
Регистрация через интернет не обязательна, если нет такой возможности. Получить свидетельство о смерти можно, если обратиться в любой отдел загса, предварительно собрав документы. А если документа нет, чтобы заняться его оформлением или восстановлением, достаточно обратиться в суд.
Документы для отправки груза 200:
Для отправки груза 200 потребуется комплект документов:
- Гербовое св-во о смерти: выдает МФЦ.
- Справка от санитарно-эпидемиологической службы: выдает СЭС.
- Справка о бальзамировании тела: выдает морг.
- Справка о герметичности опайки цинкового гроба: выдает ритуальная служба, проводившая опайку гроба.
- Справка об отсутствии посторонних предметов в гробу: выдает ритуальная служба, проводящая опайку гроба.
- Разрешение на транспортировку тела
В случае транспортировки «груза 200» через границу РФ требуются:
- Таможенная декларация
- Паспорт и билет сопровождающего лица
- Разрешение от уполномоченных органов принимающей стороны
- Нотариально заверенный перевод полного пакета документов на язык страны прибытия
Как получить дубликат
Если оригинал утерян или же свидетельство о смерти пришло в негодность, можно запросить дубликат. Процедура его оформления полностью совпадает с получением оригинала. При этом важно помнить, что за каждый новый дубликат будет взиматься пошлина 350 рублей. Ее оплачивают в любом отделении банка.
Дубликат ничем не отличается от оригинала и изготавливается на точно таком же бланке. Однако в правом верхнем углу стоит надпись «повторное». Можно получить второй, третий и последующие экземпляры – они будут выглядеть одинаково. Документ имеет точно такую же юридическую силу и может быть предъявлен в любую государственную или частную организацию.
В некоторых случаях достаточно предъявить не дубликат, а обычную копию оригинала. Тогда необходимо уточнить в соответствующей организации, нужно ли заверять копию нотариально. Таким образом, получить такой документ, как свидетельство о смерти, достаточно просто как в своем, так и в другом регионе.
Все социальные выплаты ПФР с 1 февраля 2019 года повысили на 4,3% в соответствии с уровнем инфляции за прошедший 2018 год. Поэтому пособие на погребение пенсионера с 1 февраля тоже было проиндексировано на 4,3%. Размер пособия на погребение в 2019 году составляет 5946,47 руб. (до 01.02.2019 г. на эти цели выплачивали 5701,31 руб.).
Чтобы получить пособие на погребение, необходимо подать заявление и все необходимые для этого документы не позднее 6 месяцев со дня смерти гражданина. Выплачивать компенсацию за ритуальные услуги будет:
- Пенсионный фонд РФ — если на день смерти пенсионер был неработающим (т.е. официально не работал и не уплачивал страховые взносы в ПФР);
- работодатель — если на день смерти гражданин являлся работающим;
- органы социальной защиты населения — если человек еще не получал пенсию и не работал.
Медицинское свидетельство о смерти
Рассматриваемый документ представляет собой подтверждение гибели лица, которое выдается учреждением врачебной направленности. Оформляется он на официальном бланке. Форма заполнения имеет номер 106/у-08. Документация требуется для производства официальной регистрации факта кончины, также с ее помощью ведется статистическая отчетность типового значения.
Если у родственника отсутствует данный документ на руках, ему будет отказано в выдаче тела умершего из морга. Предусматривает выдача свидетельства на руки близким родственникам умершего, другим членам семьи либо лицу, осуществляющему опекунские функции.
Свидетельство выдается в той организации, которой была констатирована гибель человека. Это может быть: больница, морг, поликлиника либо диспансер.
Для получения документа потребуется собрать пакет бумаг:
- документ, посредством которого удостоверяется личность заявителя;
- акт, удостоверяющий личность умершего;
- медицинская карта амбулаторного больного;
- при наличии необходимо представить страховой полис.
Достаточно часто встречается вопрос, связанный с возможностью получения дубликата свидетельства, подтверждающего наступление смерти. На практике выдается большое количество таких дубликатов. Для получения потребуется обратиться в отдел ЗАГСа. При этом стоит учесть, что обращение производится именно в тот отдел, где был выдан оригинальный документ.
Сотрудники ЗАГСа предоставят заявителю форму, по которой должен быть оформлен запрос. Заявление заполняется при посещении. В документе указываются данные акта, посредством которого удостоверяется личность заявителя, также уточняется, что он состоял с покойником в родственных отношениях. В запросе имеется отдельное поле, которое необходимо заполнить: указывается причина, по которой требуется получение дубликата.
Заявителю нужно будет представить:
- паспорт человека, подающего заявление;
- документация, подтверждающая родственную связь с покойником;
- копия оригинала свидетельства, если таковая имеется.
Как зарегистрировать смерть
Зарегистрировать смерть и получить свидетельство о смерти можно только в том случае, если факт смерти человека подтвержден документально. Такими документами могут быть:
- медицинское свидетельство о смерти;
- решение суда об установлении факта смерти или признании человека умершим;
- документ, подтверждающий смерть реабилитированного человека. Выдается органами МВД или прокуратуры.
Получить свидетельство о смерти может любой человек, имеющий на руках необходимые документы.
Регистрировать смерть рекомендуется в течение трех дней, но никаких санкций за нарушение срока подачи заявления законодательством не предусмотрено, поэтому свидетельство о смерти можно беспрепятственно получить и позже. Главное — до похорон, так как без свидетельства о смерти не получится захоронить умершего на московском кладбище: документ является обязательным.
Для регистрации смерти вам понадобятся:
- заявление;
- документ, подтверждающий смерть: медицинское свидетельство о смерти, решение суда об установлении факта смерти или признании человека умершим, документ, подтверждающий смерть реабилитированного человека;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, удостоверяющий личность умершего.
Если заявитель или умерший — иностранный гражданин или лицо без гражданства, потребуется нотариально заверенный перевод на русский язык документа, удостоверяющего личность.
Зарегистрировать смерть можно в любом центре госуслуг «Мои документы» или в Новофедоровском отделе ЗАГС только в случае, если Москва — это:
- последнее место жительства умершего;
- место наступления смерти;
- место нахождения организации, выдавшей документ о смерти;
- место жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга.
Как внести изменения в документ
Если при составлении документа были допущены ошибки или неточности, лицо, которому оно было выдано, может обратиться в ЗАГС, где была сделана запись в регистрационную книгу. Внесение изменений производится на основании заявления, где содержаться персональные данные заявителя, номер свидетельства, моменты, которые подлежат уточнению или исправлению. Вместе с заявлением следует подать оригинал свидетельства о смерти, а также свидетельства, подтверждающие наличие ошибки.
После принятия заявления к рассмотрению, на выпуск нового документа отводиться до 30 дней. В исключительных случаях, при наличии веских причин, сроки могут быть продлены до 90 дней. Если заявитель недоволен принятым решением, он может обжаловать действия представителей ЗАГС в суде. Стоимость услуги — 400 рублей.
Где можно получить документ?
Кто выдает справки о смерти? Данный документ оформляется в отделениях ЗАГСа. Обратим ваше внимание на то, что он предоставляется вместе со свидетельством о смерти в один и тот же день. Оформление этих документов полностью бесплатно для родственников, близких усопшего.
Федеральное законодательство определяет четкий срок, в который работники ЗАГСа должны предоставить заявителю свидетельство и справку о смерти его близкого или родственника. Это 6 месяцев. В большинстве случаев и справка, и свидетельство о смерти гражданина предоставляются заявителю непосредственно в день обращения.
Если справка о смерти утеряна, испорчена, украдена, то за выдачей ее дубликата следует обратиться в тот же ЗАГС, где был получен первый экземпляр документа. И оригинал, и дубликат наделены в этом случае равной юридической силой.
Гербовое свидетельство о смерти
Если вы хотите получить свидетельство о смерти родственника, учитывайте, что существует гербовой документ. Он используется для решения основных юридических вопросов по наследству. Поэтому оформить бумагу необходимо в установленные сроки.
Обратите внимание: Документ предоставляется там же, где выдают свидетельство о рождении ребенка – в ЗАГСе. Однако изначально потребуется уточнить адрес организации, за которой официально закреплен умерший. Узнать информацию можно, обратившись в МФЦ.
Обычно нужно оформить письменное заявление. В некоторых ситуациях допустимы устные обращения. В отдельных случаях допустимо получение документации не только по месту прописки. Чтобы оформить свидетельство о смерти, потребуется подготовить пакет документации.
В список необходимо включить:
- заполненное заявление;
- документ о смерти;
- паспорта заявителя и покойного.
Документ о смерти оформляется и выдается заявителю в день обращения. При этом потребность в предоставлении госпошлины для его получения отсутствует. Если человек официально закреплен в ЗАГСе другого города, получить документ удастся по тому адресу.
Гербовое свидетельство о факте смерти человека
Оно официально признает смерть гражданина (лица без гражданства). Фактически он заменяет паспорт умершему, выполняя его функции на все последующее время.
Выдают его в ЗАГСЕ по месту регистрации (прописки) умершего, в МФЦ, либо воспользовавшись возможностями портала Госуслуги.
Иногда его можно получить не только там, где жил гражданин, но и в иных населённых пунктах:
- по месту смерти лица;
- в ближайших городах и сёлах от места гибели (когда трагический случай произошёл в процессе передвижения в автомобиле, поезде, самолете, пароходе);
- где был обнаружен труп гражданина;
- где проживали близкие родственники покойного.
Законодательством предусмотрен порядок, при котором облегчён процесс его выдачи. Поэтому если гражданин проживает в одном городе, а умер в другом населённом пункте, то его можно получить, по месту его кончины.