- Транспортное право

Штраф за несвоевременную регистрацию автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременную регистрацию автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы купили машину с рук, то, как правило, до постановки на учет даже по истечении 10-дневного срока автомобиль все равно имеет номерные знаки (доставшиеся вам от старого владельца). Поэтому ст. 12.1 не может быть к вам применена, ведь ее действие распространяется лишь на незарегистрированные машины. А ваш автомобиль зарегистрирован, пусть и не на ваше имя. Поэтому, скорее всего, при нарушении сроков накажут вас только по ст. 19.22.

Сами депутаты, предложившие изменение штрафа ГИБДД за несвоевременную постановку автомобиля на учёт ГИБДД, пояснили так своё предложение.

Действующие размеры санкции за это появились ещё в 2013 года, и сегодня они не очень актуальны. Дело в том, что после продажи машины и до перерегистрации новым владельцем штрафы с камер фотофиксации, а также транспортный налог приходят старому собственнику, и это якобы нарушает права последнего.

Между тем, новому хозяину машины проще заплатить штраф за пропуск регистрации, нежели оплачивать все «письма счастья» с камер за скорость и другие нарушения, учитывая то, что общие суммы последних могут быть существенно больше.

Именно поэтому законотворцы и придумали поднять многократно новый штраф за непостановку на учёт.

Можно ли не ставить машину на учет?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, отойдем ненадолго от точных юридических формулировок, и посмотрим на проблему с точки зрения, скажем так, народно-философской – а что, собственно, значит «можно»?

  • Если под «можно» подразумевается езда продолжительное время без регистрации (несвоевременно переоформлено ТС), то нельзя – это прямо нарушает положения ст. 12.1 КоАП РФ.
  • Если имеется в виду владеть ТС, но не эксплуатировать его, то нормы ч.1 ст.19.22 КоАП РФ (О нарушении правил регистрации) нарушены будут, но, оплатив положенный штраф (или подождав срок давности – об этом далее подробно), можно вернуться в законное поле.
  • Если же под «можно» подразумевается допустимый срок эксплуатации до проведения регистрационных мероприятий, то такой период четко определен ч.3 ст.8 ФЗ №283 (О государственной регистрации…) в 10 дней и, соответственно, ездить без регистрации (машина не поставлена на учет) в этот срок допустимо.

Порядок назначения штрафа за несвоевременную регистрацию автомобиля в 2021 году

Штраф за отсутствие государственной регистрации в 2021 году может быть выписан в двух случаях:

  • машина была остановлена инспектором ГИБДД и при проверке документации выяснилось, что автомобиль не поставлен на учёт должным образом;
  • при попытке государственной регистрации выяснится, что срок уже пропущен.

Далее развитие событий будет следующим:

  • сотрудник выписывает протокол нарушения и даёт его на подпись водителю;
  • если владелец отказывается подписывать протокол, привлекаются понятые, которые ставят свои подписи в протоколе;
  • протокол вручается нарушителю лично или направляется почтой.

В качестве доказательств работник Госавтоинспекции использует предоставленные водителем документы, в том числе договор купли-продажи, ПТС и СТС автомобиля. Оспорить штраф за несвоевременную регистрацию транспортного средства можно на том же основании, предоставив нужные бумаги.

Протокол о правонарушении должен будет содержать следующую информацию:

  • дата, когда нарушение было обнаружено, а также место, в котором это произошло;
  • суть совершённого проступка, то есть отсутствие регистрации или передвижение на машине без проведённой процедуры;
  • сведения о нарушителе, а также об автомобиле, который не был поставлен на учёт;
  • реквизиты сотрудника, который протокол составил.

В конце ставится подпись сотрудника, а также лица, которое привлекается к ответственности. Гражданин, который указывается, как нарушитель, может как согласиться со штрафом, так и обжаловать его в будущем.

Сколько даётся на регистрацию машины в ГИБДД?

10 дней… Точнее, суток. Этот срок регламентируется Приказом №1001 о порядке регистрации ТС:

4. Собственники транспортных средств … обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение … 10 суток после приобретения.

Этот срок начинается с даты заключения ДКП – если быть точнее, со следующего дня после этого. Например, если Вы купили авто 1 августа 2023 года (эта дата указана в договоре), то срок начинается со 2 августа, последний день для регистрации – 11 августа 2023 года, а с 12 числа начинается просрочка.

По закону, если последний день этого периода выпадает на выходной день, то срок продлевается до первого официального рабочего дня после этого.

Читайте также:  Объединение долей на недвижимость: как это сделать

Законодательство не только указывает на необходимость регистрации всех транспортных средств в ГИБДД, но и определяет временные рамки, в которые процедура должна быть пройдена. Регулирует этот вопрос п.3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года. В соответствии с ним машина должна быть зарегистрирована в ГИБДД до истечения 10 дней с момента появления причин для прохождения процедуры.

Законодательство определяет временные затраты, требующиеся для оказания и получения услуги. Процесс должен занимать не более одного часа, а время ожидания своей очереди автовладельцем не может превышать 15 минут.

После покупки или возникновения других причин для перерегистрации мотоцикла на прохождение процедуры отводится также 10 суток. В случае приобретения прицепа сроки другие. Зарегистрировать его в ГИБДД нужно не позднее 5 суток с момента смены владельца.

Если автомобиль не зарегистрирован, сумма штрафа будет определена в соответствии с правилами ст. 19.22 КоАП России и составит:

100 рублей Для физического лица
100 — 300 руб. Для должностного лица
1 — 3 тыс. Для компании со статусом юрлица

Так как обязательство по регистрации автомобиля возлагается на собственника или владельца, привлекается за его неисполнение физлицо или юрлицо, что является собственником или владельцем ТС, а также должностное лицо компании, которое должно было обратиться в уполномоченный орган.

Если выпускается на линию незарегистрированное транспортное средство, лица понесут такую административную ответственность:

Штраф в размере 500 рублей Для должностного лица, которое отвечает за техсостояние и использование в рабочем процессе транспорта
Начисляется штраф размером 50 тыс. Для компании

Физическое лицо (что не является ИП), которое имеет транспортное средство и управляло им до момента регистрации, не будет нести ответственность в соответствии с правилами части 1 ст. 12.31 КоАП.

Просроченный договор купли продажи. Что это?

По закону передача товара от продавца к покупателю свидетельствует об исполнении договора купли-продажи и не требует определения срока совершения сделки. Следовательно, подобного рода соглашение необязательно должно иметь период действия. Сам факт передачи товара и денежных средств является основанием для признания права собственности.
Тем не менее, на уровне отдельных законодательных актов эта ситуация рассматривается несколько иначе. Дело в том, что недвижимость, а также некоторые объекты движимого имущества подлежат обязательной постановке на учет в государственных органах и внесению их в единые государственные базы данных. Причем в отношении транспорта период регистрации строго ограничен и составляет десять дней с момента приобретения имущества. Стоит отметить, что ранее этот срок был в два раза короче, поэтому с введением в действие новых правил возможностей у автовладельцев стало больше.

Ответственность за нарушение сроков, 2022 год

Ответственность наступает как при остановке инспектором, так и при регистрации автомобиля за такое нарушение. Наказание за просроченную регистрацию авто в ГИБДД назначается в соответствии со статьей 19.22 КоАП.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

При этом сохраняется возможность оплатить штраф в срок до 20 дней со скидкой в 50 %, но лишь на тот штраф, который назначается в ГИБДД. Если же остановил инспектор, скидка не действует.

Срок давности по штрафу за незарегистрированный автомобиль

В данном случае нарушение не является длящимся. Именно поэтому срок давности всего 2 месяца. После чего наказание автоматически снимается с водителя. Это дополнительный способ избежать ответственности.

Что значит поставить автомобиль на учет

Автомобиль нужно зарегистрировать в течение 10 дней после покупки. Для этого водители собирают комплект документов и обращаются в отделение ГИБДД, которое ближе расположено или по месту регистрации.

Не имеет значения, какой автомобиль: подержанный или новый, требования одинаковы для все. Полагается штраф, если машина не поставлена на учет.

Какие бумаги нужно принести:

  • паспорт владельца ТС;

документ о праве собственности:

  • договор купли-продажи;
  • договор дарения;
  • свидетельство о получении наследства.
  • технический паспорт — ПТС;
  • полис автострахования — ОСАГО;
  • транзитные номера;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • ИНН;
  • гарантийное письмо из банка (для лиц, которые приобрели машину в кредит);
  • таможенные бумаги для пригнанных авто;
  • заявление.

В октябре 2019 года депутаты КПРФ предложили увеличить многократно санкцию по части 1 статьи 19.22 Административного кодекса – то есть за пропуск срока регистрации.

Изменение инициировано соответствующим проектом нового закона под номером 819734-7, который на сегодняшний день внесён в Госдуму для обсуждения и дальнейших чтений.

То есть меняются только суммы взысканий. А сама формулировка, за что наказывают, остаётся неизменной. Вот её цитата:

1. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна.

А теперь давайте сравним сами размеры действующих штрафов для разной категории лиц, если вы не поставили на учёт автомобиль вовремя, и новые наказания после вступления в силу изменений.

Читайте также:  Запись в трудовую книжку при смерти работника

Изменение штрафа за несвоевременную регистрацию в ГИБДД
Для кого штраф? До поправок После поправок
Для физических лиц От 1 500 до 2 000 рублей От 5 000 до 10 000
Для должностных лиц 2 000 – 2 500 10 000 – 15 000
Для юрлиц 5 000 – 10 000 15 000 – 20 000

Как видим, максимальная планка нового штрафа для граждан может вырасти аж в 5 раз в случае вступления поправок в законную силу.

Законодательство не только указывает на необходимость регистрации всех транспортных средств в ГИБДД, но и определяет временные рамки, в которые процедура должна быть пройдена. Регулирует этот вопрос п.3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года. В соответствии с ним машина должна быть зарегистрирована в ГИБДД до истечения 10 дней с момента появления причин для прохождения процедуры.

Законодательство определяет временные затраты, требующиеся для оказания и получения услуги. Процесс должен занимать не более одного часа, а время ожидания своей очереди автовладельцем не может превышать 15 минут.

После покупки или возникновения других причин для перерегистрации мотоцикла на прохождение процедуры отводится также 10 суток. В случае приобретения прицепа сроки другие. Зарегистрировать его в ГИБДД нужно не позднее 5 суток с момента смены владельца.

Последствия непостановки на учет

Законодательные нормы обязывают автовладельца вовремя поставить приобретенное ТС на учет согласно утвержденным правилами. Несоблюдение сроков приводит к финансовому взысканию.

Кроме того, если покупатель не оформит вовремя регистрацию автомашины в 2021 году, то штраф, может оказаться не единственным порицанием автовладельца. Так, к примеру:

  1. При просрочке регистрирования ТС, штрафы за несоблюдение ПДД, полученные новым автовладельцем будут поступать к прежнему хозяину ТС, который, вправе оспорить их.
  2. При пропуске регистрационного периода, прежний хозяин ТС может направить запрос об аннулировании договора купли-продажи.
  3. Прежний автовладелец может сообщить в ГИБДД о пропуске регистрирования ТС, и на имя нового автовладельца будет оформлено взыскание. Наибольше неприятностью в таком варианте — это подача автомашины в розыск. Вот почему, требуется своевременно зарегистрировать ТС.

Обжалование штрафа за несвоевременную регистрацию автомобиля в 2021 году

Обжалование штрафа за несвоевременную регистрацию автомобиля в 2021 году производится в стандартном порядке, также, как и обжалование иных протоколов о привлечении к административной ответственности. Соответствующее право закреплено в статье 30.1 КоАП РФ. Процедура будет выглядеть следующим образом:

  • Получение копии постановления. Отсутствие документа не будет означать невозможность обжалования, но имея текст составление жалобы представляется более простым и удобным.
  • Составление жалобы. Она должна отражать причины, по которым постановление должно быть обжаловано. Подавать её можно в вышестоящий орган или в суд, на выбор.
  • Получение решения.

Жалоба может быть подана в срок, не превышающий десять дней с момента вручения лицу протокола или его получения иными способами (например, почтой). Это указывается в статье 30.3 КоАП РФ.

Но есть риск гораздо большего ущерба.

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев[4] (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.

Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.

Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2023 году

Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Судебные разбирательства на высшем уровне

Споры аналогичного характера дошли до Верховного суда (Определение от 23.10.2017 № 304‑КГ17-8872). В ВС РФ обратилась организация, которая, по мнению контролирующего органа, вела деятельность через обособленные подразделения без постановки на учет по месту их нахождения. А подобные действия образуют состав налогового правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ. Сумма штрафа для организации оказалась внушительной и составила почти 12 млн руб.

Укажем, что суд первой инстанции не согласился с ИФНС. Арбитры пришли к выводу об отсутствии в действиях организации состава правонарушения по п. 2 ст. 116 НК РФ, ведь налогоплательщик обязан только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений.

Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление в ИФНС сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Суд апелляционной инстанции, наоборот, заявил: поскольку обществом на территории иных муниципальных образований созданы обособленные подразделения без постановки на налоговый учет, выводы о наличии в действиях компании состава налогового правонарушения, ответственность за которое установлена п. 2 ст. 116 НК РФ, правомерны.

Кассационная инстанция также поддержала налоговый орган.

Однако Верховный суд оказался на стороне налогоплательщика. Он указал: налоговое законодательство устанавливает обязанность налогоплательщиков-организаций сообщать в инспекцию о наличии обособленных подразделений посредством представления соответствующих документов в установленных срок.

Вместе с тем непредставление в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. 1.1 и 1.2 ст. 126), влечет ответственность, оговоренную в п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом нормой п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как одного из видов нарушений порядка постановки на указанный учет.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций установлен ст. 84 – 85 НК РФ, в которых содержится упоминание о том, что в целях проведения налогового контроля организации ставятся на учет не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения обособленных подразделений.

По мнению ВС РФ, выраженному в Определении № 304‑КГ17-8872, взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в ИФНС и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех созданных на территории РФ обособленных подразделениях российской организации.

При этом непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ.

Следовательно, в случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126, а не по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Вывод Верховного суда соответствует правовой позиции, сформулированной в Определении от 26.06.2017 № 303КГ17-2377.

Верховный суд указал: необходимо четко разграничить между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116 и 126 НК РФ.

Факт установления санкций согласно положениям п. 2 ст. 116 НК РФ свидетельствует о том, что предусмотренное данной статьей изъятие соответствующей части дохода организации сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, следовательно, определить, какие налоги и в каком размере должен он уплатить в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

В том случае, когда у инспекции имеется возможность определить размер налоговой обязанности, организация подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

В рассматриваемой ситуации в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения. Однако факта неуплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения, контролерами установлено не было.

Значит, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для привлечения организации к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, и применения к ней санкций в виде изъятия части дохода, с которого налогоплательщик уплатил налоги в соответствии с требованиями налогового законодательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *